7 декабря 2021 года в рамках проекта «Пушкинская карта» студенты, преподаватели-кураторы посетили Брянский областной театр драмы им. А.К. Толстого. Вниманию зрителей был представлен спектакль «Игроки» по пьесе Н.В. Гоголя.
В центре постановки – темы обманутого мошенника и карточной игры. Но Гоголь разворачивает перед зрителем необычную интригу. Чтобы обмануть главного героя – шулера Ихарева, компания таких же шулеров разыгрывает настоящий спектакль. Режиссер этого действа – Утешительный, ему же принадлежит сценарий. Среди актеров есть постоянные члены труппы (Кругель, Швохнев) и ангажированные (младший Глов, Замухрышкин). Ихарев – личность довольно противоречивая. Его нельзя назвать злодеем в полном смысле. Это мошенник «первой степени», но только за карточным столом. Ихареву даже в голову не приходит, что новые товарищи могут подготовить такую изощренную ловушку вне игры. Плутовство в картах привлекает героя возможностью одержать верх над теми, кто не так умен и ловок. Разыгранное представление Ихарев принимает за чистую монету не потому, что глуп и легковерен, а потому, что свято убежден: он умнее Утешительного и компании.
Пьеса «Игроки» – не просто злая сатира на шулерство, которое обнажает самые нелицеприятные стороны человека: жадность, тщеславие, гордыню, лень… В своем последнем драматургическом произведении Гоголь размышляет о природе лжи, об искаженном взгляде на порядочность и совесть в обществе. В пьесе находится место для насмешек над взяточничеством чиновников, ложными представлениями о чести в офицерской среде.
Постановка Брянского театра драмы интересна сценографическими находками: сцена оформлена ликами икон, на фоне которых в виде обольстительной танцовщицы появляется краплёная игральная колода по имени Аделаида – богиня, которой страстно поклоняется Ихарев... Это удачно найденный режиссером образ социального недуга, который, видоизменившись, кочует по столетиям. В ХIХ веке русское общество «болело» картами, в ХХI игромания, забирающая душу человека, приобрела более изощренные и жестокие формы: будь то напёрсточники, финансовые пирамиды или крипто-игры… И несмотря на то, что жанр спектакля определен самим Гоголем как «дела давно минувших дней», актуальность и вневременность пьесы несомненна.
По завершении все пришедшие зрители поблагодарили артистов продолжительными аплодисментами.