29 июля 2022 года в соответствии с Планом мероприятий при поддержке Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере на 2022 год в МГППУ состоялась конференция «Итоги первого полугодия реализации межведомственных комплексных планов по доступности всех уровней образования, отдыха, профориентации и занятости для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». Организатором мероприятия выступил Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации. В онлайн-подключении к конференции приняли участие более 150 вузов из 72 субъектов РФ. Наш университет представили второй проректор по учебной работе А.И. Калоша, начальник отдела социально-культурной политики и воспитательной работы С.П. Зятикова.
На конференции обсудили текущие результаты, новые вызовы, перспективы и дальнейшие шаги по реализации межведомственных комплексных планов (МКП).
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка М.А. Львова-Белова представила предложения и рекомендации по исполнению МКП от института уполномоченных по правам ребенка, отметив, что говорить о полной инклюзивности еще рано. Среди основных проблем были выделены отсутствие медицинского оснащения в образовательных организациях, недостаток квалифицированных кадров и несистемность поддержки людей с инвалидностью и ОВЗ.
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Д.В. Афанасьев особо подчеркнул, что в системе высшего образования сопровождение обучения и содействие в трудоустройстве для людей с инвалидностью занимает особое место. По его словам, необходимо совершенствовать механизм реализации МКП: на сегодняшний день к 21 региональным РУМЦ уже присоединилась сеть из 583 партнерских вузов. Разработана новая система оценки показателей эффективности вузов, в том числе и РУМЦ: теперь они включают долю принятых на обучение и трудоустроенных людей с ОВЗ и инвалидностью. Мониторинг этих показателей дал позитивный эффект. Дмитрий Владимирович назвал данные приемной кампании 2022 года: от лиц с инвалидностью подано 66 934 заявления в 568 вузов. Поднять уровень качества обучения этих студентов поможет создание на базе вузов лабораторий по научно-экспертной оценке инклюзивных практик, причем как в системе высшего, так и системе среднего профессионального образования.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Д.Е. Грибов напомнил участникам конференции о том, что «в 2013 году в федеральном законодательстве официально появилось новое понятие «инклюзивное образование», однако законодательного регулирования вопроса недостаточно для его решения». Он проинформировал о мерах, принятых за прошедшие годы для развития инклюзивного образования, достигнутых результатах и дальнейших перспективах реализации мероприятий в рамках МКП.
А.В. Вовченко, заместитель Министра труда и социальной защиты населения Российской Федерации, представил доклад «О выполнении межведомственных комплексных планов по доступности всех уровней образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ в контексте реализации мероприятий госпрограммы «Доступная среда», а также о мерах повышения занятости инвалидов». Он отметил, что основная цель проводимой работы – это трудоустройство, помощь в самореализации человека в жизни.
Руководитель секции «Дети и взрослые с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Е.Ю. Клочко подробно проанализировала МПК, а также внесла предложения по его совершенствованию.
В.В. Рубцов, руководитель секции «Образование и воспитание» Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, президент МГППУ, проинформировал об организационно-управленческих условиях реализации мероприятий МКП и выразил благодарность профильным ведомствам за вовлеченность и эффективную координацию межведомственного взаимодействия. В своем выступлении президент МГППУ остановился на предложениях по единым критериям оценки инклюзивной образовательной организации, ее типовой модели, разработке новой модели деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, предусматривающей новые подходы и механизм психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Он призвал экспертное сообщество задуматься о преимуществах создания национальной концепции инклюзивного образования.
В заключительной части конференции прошла дискуссия, посвященная рискам реализации, позитивному опыту и предложениям по выполнению мероприятий МКП.