В Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского успешно завершилась защита проектов в рамках программы «Обучение служением»
В настоящее время значительное внимание уделяется развитию гражданственности, приверженности традиционным российским ценностям, формированию ответственности за свою страну и её будущее, что является одним из приоритетов государственной образовательной и молодёжной политики. Полноценному достижению данных целей способствует основанный на проектном методе педагогический подход «Обучение служением». Этот подход ставит перед собой в качестве главной цели достижение образовательных результатов путём реализации студентами социально ориентированных проектов и применение в них профильных для направления подготовки знаний и умений, полученных студентом в ходе освоения образовательной программы.
Важнейшей особенностью социально ориентированной проектной деятельности студентов в соответствии с подходом «Обучение служением» является взаимодействие с внешними партнёрами для решения насущных проблем конкретных граждан, сообществ и общества в целом. Как правило, участие в таких проектах сопряжено с выполнением всех или части задач проекта за пределами образовательной организации.
В течение семестра студенты университета изучали социальные проблемы граждан и предлагали конкретные механизмы их решения. Проекты разрабатывались в сотрудничестве с социально ориентированными некоммерческими организациями и государственными структурами, что позволило интегрировать теоретические знания в практическую деятельность.
Защита проектов состоялась в рамках научно-практического семинара, посвящённого вопросам реализации и перспективам развития программы. Семинар предоставил участникам возможность презентовать результаты своей работы, обменяться опытом с коллегами и определить приоритетные социально значимые направления дальнейшей деятельности.
В 2024-2025 учебном году социальными заказчиками по программе выступили такие АНО, как «Центр поддержки людей с особенностями развития и их семей «Гармония», «Центр помощи семьям с детьми с РАС «Краски», «Центр реабилитации инвалидов», организация содействия активному долголетию «СветоДар». Четыре проектные заявки в каталоге проектных задач на площадке ДОБРО.РФ представлены региональным отделением Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Брянской области. Студенты университета направлений подготовки Экономика, Менеджмент, Психолого-педагогическое образование, Педагогическое образование активно участвовали в решении заявленных социальных задач.
Студенты
финансово-экономического факультета разработали серию образовательных проектов, направленных на повышение финансовой грамотности населения. В рамках этих инициатив были созданы цифровые игры, интерактивные квизы и методические буклеты, охватывающие вопросы инвестиций, финансовой безопасности, управления личными финансами и другие аспекты. Разработанные материалы прошли апробацию среди различных целевых групп, включая школьников, студентов и представителей старшего поколения.
На
факультете педагогики и психологии студенты сосредоточились на проектах, направленных на продвижение инклюзивного образования и психолого-педагогической поддержки различных категорий граждан. В частности, были реализованы проекты, направленные на развитие навыков коммуникации и социальной адаптации у детей с особыми образовательными потребностями, на оказание психологической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Студенты
филологического факультета реализовали проект в сотрудничестве с «Движением Первых» Брянской области, направленный на развитие навыков копирайтинга у подростков. В рамках проекта были разработаны методические материалы и проведены тренинги, направленные на формирование у молодёжи навыков создания качественного контента. Совместно с Фондом «Защитники Отечества» студенты оказывали психологическую и педагогическую поддержку семьям участников специальной военной операции (СВО).
Студенты
факультета иностранных языков работали над проектами, направленными на сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), психологическую поддержку подростков в процессе личностного самоопределения, на организацию летней оздоровительной кампании для молодёжи. В рамках этих проектов были разработаны авторские программы и методические пособия, которые успешно интегрировались в систему дополнительного образования и получили высокую оценку экспертов.
В программе «Обучение служением» приняли участие более 180 студентов, что свидетельствует о её высокой востребованности среди молодежи и высокой значимости для профессионального становления студентов университета. Программа способствует развитию у обучающихся не только профессиональных навыков, но и социальных компетенций, делая их активными участниками процессов позитивных социальных изменений в регионе.