Календарь знаменательных дат
RU|EN

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени академика И.Г. Петровского

БГУ - вуз для тех, кто верит в себя и стремится к успеху!

Календарь знаменательных дат

Виртуальная выставка «Тургеневская девушка»

9 ноября исполняется 205 лет со дня рождения И.С. Тургенева. 

И.С. Тургеневу принадлежит выдающееся место в развитии русской литературы XIX века и особое — в создания женских образов. Сильные художественные образы живут дольше своих создателей. Они оказывают громадное влияние на установки и поведение читателей. Образы превращаются в символы, образуя «мосты» в идеальный мир. 

Герои художественных произведений связывают прошлое и будущее, реальность и вымысел. Образы – и отражение действительности, и её преобразование, и её дополнение. Именно таким оказался образ, созданный И.С. Тургеневым, образ, получивший имя своего создателя – «Тургеневская девушка». Этот образ как код вышел за пределы литературы и культуры, войдя в общественное сознание и общественную жизнь. 



Какими они были, тургеневские девушки?

Наталья Ласунская («Рудин»)

Наталья Ласунская производит невыгодное впечатление на тех, кто видит её в первый раз, она кажется угловатой, хотя у нее чистое, правильное и выразительное лицо. Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, — точно она себе во всем хотела дать отчет. Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице её выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Едва заметная улыбка появится вдруг на губах и скроется; большие темные глаза тихо подымутся… Но Наталья не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она и в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь её огорчало. Мать её считала добронравной, благоразумной девушкой, но не была слишком высокого мнения об её умственных способностях. «Наташа у меня, к счастью, холодна, — говаривала она, — не в меня… тем лучше. Она будет счастлива». Дарья Михайловна ошибалась. Впрочем, редкая мать понимает дочь свою.


Марианна Синецкая («Новь»)

Героиня романа «Новь» Марианна кажется вообще дурнушкой, с круглым лицом, большим носом и слишком светлыми глазами. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего её существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным. Ноги и руки у ней были крошечные; её крепко и гибко сложенное маленькое тело напоминало флорентийские статуэтки XVI века; двигалась она стройно и легко. Марианна принадлежала к особенному разряду несчастных существ — (в России они стали попадаться довольно часто)… Справедливость удовлетворяет, но не радует их, а несправедливость, на которую они страшно чутки, возмущает их до дна души.


Елена Стахова («Накануне»)

«Во всём её существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряжённой, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных». «Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором». Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она всегда жаждала деятельного добра. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: «Как жить без любви, а любить некого!». Стоило человеку потерять её уважение, — а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для неё. Все впечатления резко ложились в её душу; не легко давалась ей жизнь. Душа её раскрывалась, и что-то нежное, справедливое, хорошее не то вливалось в её сердце, не то вырастало в нём.


Елизавета Калитина («Дворянское гнездо»)

Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха. Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие. И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего. Единственное, что их отдаляет, — это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете. Образ «тургеневской девушки» очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным. Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход – уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога.


Ася («Ася»)

Ася из одноименной повести поначалу кажется главному герою миловидной, но несколько неуравновешенной. Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского. На героя она произвела при первой встрече странное впечатление – слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках. Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру. Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте. Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет. Но счастью не суждено было сбыться – главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини. Именно поэтому оставляет его до конца дней несчастным и не дает другой семьи и любви Тургенев. Ася (образ «тургеневской девушки» безупречен) предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.


Лиза из повести «Дневник лишнего человека»

«Она была, очень недурна собой, живого и кроткого нрава. Ее серые, светлые глаза глядели добродушно и прямо из-под ребячески приподнятых бровей; она почти постоянно улыбалась и смеялась тоже довольно часто. Свежий голос ее звучал очень приятно; двигалась она вольно, быстро и весело краснела. Одевалась она не слишком изящно; к ней шли одни простые платья». Е. К. вышла не в своих родителей. В семнадцать лет она была «детски-спокойна и вообще никого не дичилась, но в ней уже началось то внутреннее, тихое брожение, которое предшествует превращению ребенка в женщину». Она «и задумывалась тревожно; с жадностью слушала стихи Пушкина. Красотой заката она была и поражена и глубоко тронута», и слезы проступали у нее на глазах. На вопрос Чулкатурина, отчего она плакала, отвечает, что сама не знает причины своих слез, но ей было «неловко, почти стыдно». «Она ждала, чего? — сама не знала...» «С первого же дня страстно влюбилась в князя N. …Словно молодое деревцо, подмытое волной и уже до половины отставшее от берега, она с жадностью наклонялась над потоком, готовая отдать ему навсегда и первый расцвет своей весны, и всю жизнь свою». После отъезда князя N. «она как будто выросла, выпрямилась», словно определилась. На «ядовитый намек» Чулкатурина ответила дрожащим голосом: «знайте, что я этого человека люблю и всегда любить буду...» «Пустота, страшная пустота»окружила ее после разлуки с князем N. Она уверена, что не могла быть его женой, но с нею сознанье прошлого, недолгого счастья... Она чувствует, что ей необходима не любовь, с объяснениями в которой врывается к ней Чулкатурин, а дружба, поддержка, тихая привязанность человека, в виде Бизьменкова. Она не считает себя несчастной; у нее есть счастливые воспоминания. Она вверяет тайну их Бизьменкову, как доброму другу, и ему же отдает свою судьбу. «Я бы не согласилась, — говорит Лиза в ответ на предложение Бизьменкова выйти за него замуж, — если бы вы только хотели спасти меня, вывести меня из страшного положения», но «я не найду никогда более надежного верного друга».


Вера Николаевна Ельцова(«Фауст»)

Вера Николаевна Ельцова(«Фауст») познакомилась с Павлом, когда ей было 16 лет. Она не была похожа на всех русских барышень. Павел отмечает её спокойствие, простую и умную речь, умение слушать. Тургенев всё время подчёркивает её состояние как бы «вне времени». За 12 лет она не постарела. В ней сочетаются «проницательность мгновенная рядом с неопытностью ребёнка». Такое состояние Веры связано было с её воспитанием, при котором развивался только интеллект, но душевные порывы, страсти были усыплены. Павел Александрович удачно описывает её законсервированное душевное состояние, холодность: «Точно она все эти годы пролежала в снегу». Вера подходит к жизни рационально: не боится пауков, ведь они не ядовиты, выбирает для чтения беседку, потому что в ней нет мух... «Фауст» и другие книги раскрыли для Веры чувственную сторону жизни, и это её пугает, ведь до этого она плакала только о смерти дочери! Мать её недаром предостерегала: «Ты как лёд: пока не растаешь, крепка, как камень, а растаешь, и следа от тебя не останется».



День отца — праздник в России сравнительно новый, совсем недавно получивший официальный статус. В России День отца отмечают в третье воскресенье октября — соответствующий указ подписал президент России в 2021 году. Согласно документу, праздник учредили «в целях укрепления института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей».

Официальный День отца в России появился отчасти благодаря общественной организации «Союз отцов», добивавшейся официального введения праздника еще с 2014 года. Дату выбрали так, чтобы она вписалась в череду других праздников: День защиты детей (1 июня), День семьи, любви и верности (8 июля) и День матери (последнее воскресенье ноября).

День отца — отличный повод собраться всей семьей, поблагодарить отцов за их труд и внимание к воспитанию детей, а также подарить подарки. В честь этого праздника предлагаем вашему вниманию виртуальную книжную выставку «День Отца» ,которая расскажет о чудесных книгах про самых лучших пап на свете!

Аркадий Гайдар «Чук и Гек»

Обаятельные озорники Чук и Гек живут вместе с мамой в Москве. Однажды они получили телеграмму, в которой папа - начальник разведывательно-геологической станции приглашает всю семью на Новый год в далёкий и суровый край «возле Синих гор». Было решено: мама с Чуком и Геком едут к нему в далёкую сибирскую тайгу. Перед самым отъездом от папы пришла другая телеграмма, но мальчишки её случайно выбросили в окно, а маме решили ничего про неё не говорить. Если б они знали, сколько неприятностей принесёт им эта маленькая хитрость! 

Это приключение изменило Чука и Гека: научило их не обманывать, поддерживать друг друга и радоваться, несмотря на самые разные и не всегда приятные обстоятельства жизни.


Аркадий Гайдар «Голубая чашка»

Рассказ «Голубая чашка» автобиографичен. Папа, мама Маруся и дочка Светлана отдыхали летом на даче под Москвой. Через несколько дней Маруся находит разбитой любимую голубую чашку и обвиняет во всём мужа и дочку. Обидевшись, папа и дочка отправляются погулять по окрестным местам на целый день и встречают по пути животных, телеги, машины и незнакомых людей: Саньку Карякина, Пашку Букамашкина, красноармейца, седого бородатого старика, сторожа Валентину и её сына Фёдора. Вернувшись домой, путешественники мирятся с мамой и все вместе сидят в саду под спелой вишней и обсуждают прошедший день, а маленькая Света произносит фразу: «А жизнь у нас хорошая!» 

В этом произведении воплотилась любовь Аркадия Гайдара к семье, людям, природе и жизни в целом.


Виктор Драгунский «Денискины рассказы»

Сборник смешных рассказов об озорном мальчике Дениске. Большую роль в жизни мальчика играет папа. Папа Дениски словно не совсем взрослый. Он такой весѐлый, что даже мама порой корит его за несерьѐзность. Он любит придумывать истории и обожает всякие затеи и игры. С ним легко и интересно, за исключением случаев, когда он начинает своего сына воспитывать. Например, узнав, что тот занял третье место по плаванию, допытывается, кто же занял первое и второе. А когда Дениска не хочет, есть молочную лапшу с пенками, рассказывает ему про то, как голодал в годы войны. Эти забавные истории заставят юного читателя задуматься о себе, о своих товарищах и о том большом мире, где он живѐт.


Владимир Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Папа очень просто объясняет малышу, как нужно и как не нужно себя вести. «Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице» значит, он грязнуля. А если «мальчик любит мыло и зубной порошок», то «он хотя и маленький, но вполне хороший». Хороший мальчик не должен быть «дрянным мальчишкой», который бьёт слабого, а должен быть храбрым, ведь в жизни это пригодится. «Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик», про такого говорят он хороший мальчик, а не бездельник. Послушав все советы папы, кроха решает: «Буду делать хорошо и не буду плохо»


Вера Панова «Сережа: Несколько историй из жизни очень маленького мальчика»

( Панова, В.Ф.   Собрание сочинений : в 5 т. Т.3. Повести и рассказы. - Л. : Худож. лит., 1988.)

Замечательная, трогательная повесть о шестилетнем мальчике, его жизни, переживаниях и ежедневных открытиях. История проста и незамысловата. Послевоенные годы. Мальчик Серёжа живёт в маленьком городе с мамой, тётей Пашей и Лукъянычем. Отец погиб на войне, мальчик видел его только на фотокарточке. Мама Серёжи учительница. Как то к ним в гости приходит Дмитрий Корнеевич Коростелёв, про которого мама однажды скажет: «Серёженька, он теперь будет жить снами. Он будет твой папа…» Серёжа называет его по фамилии Коростелёв. Мальчик очень привязался к «новому папе», да и тот всем сердцем полюбил Серёжу. Коростелёв заботится о мальчике как о родном сыне и воспитывает из него настоящего мужчину. Он стал для мальчика не только настоящим отцом, но и лучшим другом. Коростелёв единственный из старших, кто относится к Серёже с уважением и разговаривает с ним на равных. Находясь рядом с отцом, Серёжа испытывает гордость и считает, что его отец умнее и лучше всех.


Александр Грин «Алые паруса»

Ассоль, которая рано лишилась материнского тепла. Моряк Лонгрен после смерти жены бросил своё любимое дело и стал один воспитывать дочь. Девочка росла с отцом на скромный заработок от продажи игрушечных кораблей. Лонгрен – человек необщительный, замкнутый, но всем сердцем любил дочь и с большой нежностью к ней относился. Он хорошо воспитал Ассоль, не мешая ей мечтать и верить в чудеса. И всё же девочка была несчастна, поскольку никто из деревенских детей не желал с ней общаться. Но была у неё розовая мечта, которую подарил ей Эгль – местный собиратель легенд и сказок. По секрету он поведал Ассоль, что однажды приплывёт замечательный принц на большом корабле с алыми парусами и заберёт девушку с собой. С тех пор Ассоль с надеждой смотрела на далёкий горизонт моря, в ожидании прекрасного корабля с алыми парусами…

Джеймс Олдридж «Последний Дюйм»

Рассказ Олдриджа Джеймса «Последний дюйм» это история о том, как важно, чтобы дети и родители понимали и любили друг друга. Профессиональный лётчик Бен отправляется в Акулью бухту для съёмок документального фильма об акулах. Отец берёт с собой десятилетнего сына Дэви, с которым у него не было взаимопонимания. Во время подводных съёмок на Бена нападает акула и ранит его, он не может передвигаться. Ради спасения отца за штурвал самолёта отважился сесть Дэви. Бен уже поверил в спасение, но он знал, что самое трудное последний дюйм перед приземлением самолёта. Их судьба была в руках Дэви. И мальчик всё таки сумел посадить самолёт. Бесстрашие и мужество отца и сына победили. После случившегося Бен уверен: его сын настоящий человек, достойный уважения. И очень хочется верить, что теперь они всю жизнь будут понимать друг друга. Книга учит мужеству, стойкости и любви. 


Михаил Шолохов «Судьба человека»

Главный герой, солдат Андрей Соколов, вспоминая прошлое, рассказывает о своей жизни. В начале Великой Отечественной войны Андрея призвали в армию. На фронте он был шофёром, возил боеприпасы на передовую, потом попал в плен. Пережил много страданий, лишений, но не сломался. Несколько раз пытался бежать. Это ему удалось, заодно Андрей прихватил с собой фашиста-языка. Но война приготовила ему новые страшные испытания: вовремя бомбёжки погибла любимая жена Ирина и две их дочери, а накануне победы от пули снайпера погибает сын. Свет померк перед Андреем, исчез смысл жизни.

Случайно, возле чайной в Урюпинске, он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать погибла, а отец пропал без вести. Грустные глаза Ванюшки не оставили Андрея равнодушным. Солдат решил: «Не бывать тому, чтобы нам поодиночке пропадать» и назвался отцом мальчика. Перед Соколовым вновь забрезжил свет…Маленький Ванюшка вернул его к жизни - снова появился у него близкий, родной человек.


Дмитрий Мамин –Сибиряк «Аленушкины сказки»

Настоящую поэму нежной и трепетной отцовской любви мы видим в сборнике «Аленушкины сказки», которые написал Дмитрий Наркисович  Мамин-Сибиряк для своей дочери: «Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое – слушает. Баю-баю-баю…». Дочь писателя родилась инвалидом, (хорея или детский церебральный паралич), ее мучили нервные судороги, лекарств от них тогда не существовало, и чтобы облегчить страдания своей дочери, отец день и ночь рассказывал ей сказки.

Мать девочки умерла в родах, и отец был единственным воспитателем дочери. Несмотря на инвалидность, девочка получила хорошее домашнее образование: к 20 годам она знала несколько языков, музицировала, рисовала, писала стихи и очерки.


В.Г. Короленко «Дети подземелья» 

Тяжеловесный образ сурового отца мы видим в повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Судья, отец Васи, главного героя, после смерти жены практически не замечает сына, предубежден против него, и только к младшей дочери, похожей на покойную жену, проявляет нежность. И только через призму рассказа Тыбурция судья замечает самоотверженность, благородство и одиночество своего сына. Осознает, что тепло и внимание, поддержку и участие его сын получал не в своей семье, а среди бродяг и нищих. Отношения отца и сына теплеют.


АлексейТолстой «Золотой ключик»

Любящий, заботливый и архетипический образ отца встречаем мы в книге Алексея Толстого «Золотой ключик». Папа Карло, неожиданно для себя ставший не просто кукловодом, а отцом деревянного мальчика, заботится о пропитании и образовании своего сына, продаёт единственную куртку, чтобы купить сыну азбуку, защищает от Карабаса-Барабаса и мошенников, помогает найти дорогу к мечте – своему театру.

Михаил Зощенко «Леля и Минька»

Авторитарный и поистине незабываемый образ отца мы встречаем в цикле рассказов Николая Зощенко «Леля и Минька». Папа в рассказах немногословен, но то, что он говорит детям, – сама суть проблемы, ее не всегда очевидный смысл. За отцом в семье остается последнее слово – и именно оно оказывается ключевым, научает, как говорили в старину, сына и дочку, запоминается на всю жизнь.

Иван Тургенев «Отцы и дети»

«Отцы и дети» — роман Ивана Тургенева, написанный в середине 19 века. Он описывает конфликт поколений между отцами и их детьми, которые живут в разных эпохах и разных общественных условиях. Роман показывает противостояние мировоззрений, идеологий, стилей жизни и моральных ценностей, которые были характерны для этих двух поколений.

Роман описывает проблему отцовства и детства. Аркадий Кирсанов, как и многие другие молодые люди своего времени, желает быть как Базаров и отторгает жизненный опыт своего отца. Он не хочет принимать традиции, которые ему предлагает Николай Петрович, не желает подражать ему и стремится к новым идеям, несмотря на возможные последствия.

«Отцы и дети» — это роман, который вдохновляет на глубокие размышления о том, какое влияние оказывают наша семья, общество и время на наше поведение и характер. Я считаю, что главным вопросом, который поднимает роман, является взаимоотношение между разными поколениями и понимание того, какие ценности и идеалы важны для каждого из них.


Толерантность в художественной литературе

Каждый год 16 ноября люди во всём мире отмечают Международный день, посвящённый терпимости, или коротко — День толерантности. Этот день был утверждён ЮНЕСКО в 1995 году, но с каждым годом он приобретает всё большее значение, поскольку развитие толерантности всё чаще осознаётся одной из важнейших задач современности. Не вызывает сомнений, что если бы человечество научилось быть более толерантным, мы бы жили в мире лучшем, чем сегодня. Поэтому так важно говорить об этом именно с детьми, ведь терпимость зависит в первую очередь от культуры и воспитания, она не появляется вдруг и её нельзя просто установить законодательно. 

Представляем вашему вниманию книги, с кратким описанием присутствия толерантности в их содержании:

Линдгрен, А. Малыш и Карлсон: сказочные повести / А. Линдгрен; пер. с шведск. Л. Лунгиной; ил. И. Викланд.– Москва: Астрель; АСТ, 2007. – 411 с.: ил.- (Внеклассное чтение). ISBN 5-17-040084-5.

Книга Астрид Линдгрен, Малыш и Карлсон учит детей любви и терпимости к тем, кого любить трудно. Карлсон для Малыша - не отпетый хулиган и заводила в рискованных играх, а скорее одинокий ребёнок, который нуждается в ласке, участии, семейном тепле. Малыш, несмотря на свой маленький возраст, очень хорошо это чувствует.


Киплинг, Р. Маугли: повесть-сказка / Р. Киплинг.– Москва: НФ «Пушкинская библиотека»; Астрель, 2004. – 380 с.: ил.- (Внеклассное чтение). -7000 экз.- ISBN 5-94643-189-7. (в пер.).- Текст: непосредственный.

В сказке Киплинга «Маугли» образцами толерантного поведения служат животные. Они воспитывают из «человеческого детеныша» достойную и благородную личность, понимающую звериный язык. Маугли уважает авторитет старших, в роли которых здесь выступают Балу, Каа и Багира. Он терпеливо выслушивает их наставления, старается во всем следовать советам мудрых животных. Кровожадный тигр Шерхан служит собирательным образом зла, он не уважает никого и ничего, кроме собственной силы. Лишь к нему Маугли не толерантен.


Милн, А. Винни- Пух и Все-Все-Все / А. Милн.– Москва: Странник, 1992. – 223 с.: ил. -200000 экз.- ISBN 5-87754-002-5. (в пер.).- Текст: непосредственный.

Книга Милна Винни-Пух рассказывает о том, где герои отлично ладят друг с другом, несмотря на разность интересов, на абсолютную непохожесть друг на друга. Эта сказочная история хорошо иллюстрирует тему толерантности в детской литературе.

Уайльд, О. Мальчик- звезда: сказка / О. Уайльд; пер. с англ. Е. Комракова.– Москва: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2002. – 142 с.: ил.- (Библиотека младшего школьника). -7000 экз.- ISBN 5-8451-0979-5. (в пер.).

Замечательная сказка Оскара Уайльда, Мальчик-звезда, о маленьком мальчике с холодным сердцем, в котором не было ни капли жалости. История о том, как важно научиться любить и жертвовать собой ради близкого человека, потому что только любовь способна превратить кусочек льда в горячее человеческое сердце.

Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка / С. Т. Аксаков.– Москва: Белый город, 2006. – 47 с.: ил.- (Классика- детям). -4000 экз.- ISBN 5-7793-0437-8. (в пер.).- Текст: непосредственный.

В сказке Аксакова «Аленький цветочек», толерантность является, чуть ли не основным мотивом действий главных героев. Купец настолько любит и уважает своих дочерей, что их мнение для него представляет большую ценность, и поэтому он привозит именно те подарки, которые они просили, а не какие либо другие, хотя достать просимое дочерьми было очень сложно. Сорвав аленький цветочек, просимый младшей дочерью, купец навлекает гнев владельца дворца, на территории которого этот цветочек рос. Настенька – младшая дочь купца, остается во дворце, вместо отца. Её поведение по отношению к гостеприимному хозяину является примером уважительного, почтительного отношения к другому существу. Хотя точки зрения хозяина дворца и младшей дочери купца расходятся, она все равно проявляет уважение к чужому мнению.


Железняков, В. К. Чучело: повесть / В. К. Железняков.– Москва: Детская литература, 1988. – 190 с.: ил.- (Классика- детям). -100000 экз.- ISBN 5-08-001040-1.

Повесть «Чучело» о девочке-шестикласснице, которая попала в трудное положение - одноклассники объявили ей бойкот. Застенчивая, нерешительная девочка, столкнувшаяся с подлостью и предательством, оказалась стойким, мужественным человеком, и ребята поняли, что те моральные ценности, которые несет в себе она и ее дедушка, и есть то добро, во имя которого надо сражаться.


Крылов, И. А. Басни / И. А. Крылов.– Москва: Просвещение, 1985. – 192 с.: ил.- (Школьная библиотека). (в пер.).- Текст: непосредственный.

В русских баснях тоже есть идеи толерантности. Творчество знаменитого баснописца И. А. Крылова наглядно иллюстрирует нам это. Вот как он обосновывает это понятие: «...Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...». Согласие, компромисс, мирное отношение друг к другу, – вот то, что устанавливает атмосферу дружелюбия и взаимопонимания. Иван Андреевич Крылов сделал басню не только остросатирическим произведением, но и поднял ее на небывалую высоту. Его произведения оригинальны, высокохудожественны, и конечно они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов сатирически изображал конкретные события и определенные исторические личности.


Приставкин, А. И. Ночевала тучка золотая: повесть / А. И. Приставкин.– Москва: АСТ, 2017. – 286 с.- (Классика для школьников). -2000 экз.- ISBN 978-5-17-091632-0. (в пер.).

Военная детдомовская тема в повести Анатолия Игнатьевича Приставкина «Ночевала тучка золотая» стала для нас детской памятью о войне. Это выстраданные, наболевшие воспоминания, которыми делится с нами автор. Беспризорное детство как образ жизни и судьбы главных героев повести. Братья Колька и Сашка – это своего рода братство как форма и способ человеческого существования. Тому есть сюжетное подтверждение, когда один из братьев-близнецов погибает, второй выживает только благодаря тому, что рядом с ним появляется новый, такой же неразлучный и преданный брат. Смелость, готовность в опасных ситуациях помочь, не растеряться – основная тема повести. Тема толерантности проходит через все произведение, и сейчас как никогда своевременна. Память о трагических ошибках прошлого, предупреждение всем нам – не повторить в будущем вражду между народами.


Троепольский, Г. Н. Белый бим Черное ухо : повесть / Г. Н. Троепольский.– Москва: Детская литература, 1989. – 222 с.: ил.- 300000 экз.- ISBN 5-08-001242-0. (в пер.).- Текст: непосредственный.

Эта повесть стала одной из самых знаменитых и любимых в русской советской литературе. Наверное, не найдется такого читателя и зрителя (произведение экранизировано), кто бы не заплакал, глядя на судьбу собаки, поражаясь её верности и преданности. Сюжет довольно прост: шотландский сеттер Бим живет в квартире со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Ивановичем. Неожиданно у хозяина случается сердечный приступ, его отвозят на операцию в Москву, а собака остается у соседки. По недосмотру Бим выскакивает из квартиры, оказывается на улице и отправляется на поиски Ивана Ивановича. «Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Ногти передних лап налились кровью... Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего», – пишет Г. Н. Троепольский в своей повести.


Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома : Роман:Пер.с англ. - СПб. : Азбука, 2000. - 448 с. - ISBN 5-267-00338-7

Это произведение - широкая картина рабовладельческого быта в южных штатах Америки: тяжелое положение невольников, потрясающие сцены торговли живым товаром, страдания матерей, отрываемых от своих детей, героизм черных мучеников, нарастающее движение аболиционистов - все это волнующе ярко изображено Бичер-Стоу. Роман проникнут христианской моралью.


Время работы: пн-пт 09:00-18:00

E-mail: bryanskgu@mail.ru

Телефон: +7(4832)58-90-85

Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску