Год семьи
RU|EN

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени академика И.Г. Петровского

БГУ - вуз для тех, кто верит в себя и стремится к успеху!

Год семьи

Круглый стол «Современные технологии в образовательном процессе ДОУ»

22 ноября на факультете педагогики и психологии, в рамках реализации плана научных мероприятий, был проведен круглый стол «Современные технологии дошкольного образования». Организатором выступила Н.А. Фандина, доцент кафедры педагогики и психологии детства БГУ. Участниками мероприятия были студенты 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование». Целью данного мероприятия являлось обобщение идей и мнений по применению современных инновационных технологий в практике работы дошкольных образовательных организаций, повышение компетентности студентов. 

С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась декан факультета педагогики и психологии Е.В. Чухачева, которая отметила, важность студенческой науки в Университете и актуальность использования инновационных технологий в педагогической деятельности воспитателя. Кандидат педагогических наук доцент кафедры педагогики и психологии детства Н.А. Фандина указала на значимость современных технологий в развитии детей дошкольного возраста и перспективных идей развивающего образования дошкольников. 

С инновационными технологиями перед участниками круглого стола выступили воспитатели высшей квалификационной категории: МБДОУ детский сад №133 «Родничок» г. Брянска Е.В. Куткова (технология – игры - бродилки), МБДОУ детский сад №144 «Солнышко» г. Брянска Е.Н. Михаленок (технология – говорящая стена). В рамках круглого стола студентам были предложены мастер-классы, которые вызвали интерес у присутствующих. Студенты 4 курсов профилей подготовки Дошкольное образование. Дополнительное образование и Начальное образование. Дополнительное образование активно обсуждали вопросы круглого стола. Обучающиеся представили обзор современных технологий в сфере дошкольного образования (информационные технологии, квест-технологии, виртуальная экскурсия, путешествие по карте и др.) 

В завершение круглого стола Н.А. Фандина выразила благодарность участникам и гостям круглого стола.

           


Конкурс эссе «О любимом учителе хочу сказать…»

В рамках мероприятий, посвященных Году педагога и наставника, на факультете педагогики и психологии в 301 группе был проведён конкурс эссе на тему «О любимом учителе хочу сказать…» (организатор - доцент кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента О.Е. Вороничев). Студенты подошли к заданию ответственно и творчески, поэтому и оценки все получили высокие: большинство работ отмечено пятёрками – за содержание (грамотность оценивалась отдельно). 

Как и следовало ожидать, у всех конкурсантов в жизни были любимые учителя, о которых сохранились самые теплые воспоминания. Нашлись и соответствующие искренние слова для выражения благодарности своему школьному кумиру. Интересно отметить, что у большинства любимой была первая учительница. И это, конечно, далеко не случайно: именно такие качества первых учителей, как яркость и обаяние личности, ставшей примером для подражания и излучавшей свет не только знаний, но и душевной щедрости, доброты, любви к детям и своему делу, предопределили для этих эссеистов выбор будущей профессии: учитель начальных классов – это звучит гордо и ко многому обязывает! 

Трудно было выделить лучшую работу. Хорошие эссе получились у Сошиной Анастасии и Сошиной Марии, Зюковой Александры, Бугаевой Полины, Старченко Марины, Барабанщиковой Олеси. Пальма первенства отдана работе Корнеевой Виктории, поскольку здесь в наибольшей степени выражены и гармонично взаимодействуют три композиционных компонента жанра эссе: публицистический, художественный и научный. Эта работа отличается и высоким уровнем орфографической и пунктуационной грамотности. 

Поздравляем Викторию с викторией в конкурсе и желаем ей самой стать хорошим педагогом, профессионалом, достойным похвалы своей первой учительницы.

Кафедра МНОиПМ

        


Круглый стол
Инклюзия как норма. Новые методы работы педагога-психолога с детьми
с ОВЗ и инвалидностью

В рамках реализации плана научных мероприятий 9 ноября 2023 года на факультете педагогики и психологии Брянского государственного университета им. ак. И.Г. Петровского, состоялся круглый стол «Инклюзия как норма. Новые методы работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью». 

Организатором мероприятия выступила кафедра общей и профессиональной психологии. Модератор круглого стола заведующий кафедрой к.психол.наук, доцент О.А. Карнеева

В работе круглого стола приняли участие педагоги-психологи 17 организаций общего и дополнительного образования г. Брянска и Брянской области: ГБУДО «Брянский областной губернаторский Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина», МБОУ «Лицей № 27 им. Героя Советского Союза И.Е. Кустова», МБОУ «Центр развития «Перспектива»», МБОУ «СОШ № 64», МБОУ «СОШ № 1», МБОУ «СОШ № 28», МБОУ «СОШ № 19», МБОУ «СОШ № 3», МБОУ «СОШ № 5», МБОУ «СОШ № 9», МБОУ «СОШ № 50», МБОУ «СОШ № 42», МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района, «МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района, МБОУ «Лицей №1 Брянского района», МБДОУ детский сад №99 «Тополек». 

Участники круглого стола студенты очной и заочной форм обучения направления подготовки Психолого-педагогическое образование, преподаватели кафедры общей и профессиональной психологии. 

Цель круглого стола - познакомить педагогов-психологов и студентов с новыми методами и технологиями работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. 

Открыла обсуждение декан факультета педагогики и психологии, доцент Е.В. Чухачева. Которая отметила важность мероприятия, обратила внимание на необходимость обсуждения данной темы, т.к. современный уровень развития психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью требует разработки и внедрения новых методов, в том числе в работе педагога-психолога. 

С докладом выступила директор АНО «Центр подготовки людей с особенностями развития и их семей «Гармония» Е.А. Орачевская. В своем выступлении «Способы влияния на поведение ребенка в совместной со взрослым деятельности. Поведенческий и средовой подход», представила основные подходы, а также новые методы, используемые взрослыми в совместной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями. Евгения Александровна особо отметила роль педагога-психолога в реализации данных подходов. 

Большой интерес вызвала практическая часть мероприятия, позволившая участникам освоить конкретные технологии работы педагога-психолога, используемые в процессе сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. 

В практической части мероприятия приняли участие: психолог Е.Д. Балакина, дефектолог Е.А. Щукина АНО «Центр подготовки людей с особенностями развития и их семей «Гармония». Большое внимание было уделено проблеме взаимодействия как основы успешной совместной игровой и учебной деятельности ребенка и взрослого.

Специалисты центра познакомили слушателей с методами альтернативной и дополнительной коммуникации, методом визуальной поддержки, как опоры для совместной деятельности ребенка и взрослого; с развивающим подходом через метод RDI. 

Далее участникам были представлены видеосюжеты, разбор которых вызвал бурное обсуждение предложенных случаев. 

В процессе обсуждения участники отметили высокий теоретический и практический уровень данного мероприятия. Были обсуждены перспективы дальнейшего взаимодействия между факультетом педагогики и психологии, кафедрой общей и профессиональной психологии, практическими психологами системы образования и ведущими психологическими Центрами г. Брянска и Брянской области.

     


Людмила Ивановна Чижевская

Иллюстрация

Одним из ветеранов педагогического труда, стоявших у истоков создания факультета педагогики и психологии, является Людмила Ивановна Чижевская.
Свой профессиональный путь Людмила Ивановна начала в 1954 г. учителем математики в одной из школ Новозыбковского района Брянской области. За годы работы в школе она завоевала уважение учеников, родителей и коллег. Людмила Ивановна умело создавала на уроках деловую творческую атмосферу, в которой ее ученики получали прочные знания. Проработав в школе 19 лет, Чижевская Л. И. была приглашена на работу в качестве преподавателя математических дисциплин физико-математического факультета Брянского государственного педагогического института. 

Более тридцати лет (1979 - 2010 г.) профессиональная деятельность Людмилы Ивановны была связана с факультетом начальных классов. Здесь она прошла путь от ассистента кафедры педагогики и методики начального обучения до доцента кафедры теории и методики начального образования. Людмила Ивановна возглавляла профсоюзное бюро факультета, была активным членом общества «Знание». 

Л.И. Чижевская внесла большой личный вклад в развитие университета и подготовку высококвалифицированных специалистов для системы образования Брянской области. В течение многих десятилетий она делилась богатым педагогическим опытом с коллегами; не жалея сил и времени, работала со студентами, для каждого из которых находила слова поддержки, вселяла уверенность и помогала двигаться вперед, преодолевая трудности. 

Людмила Ивановна – человек-профессионал, методист с большой буквы. Выпускники факультета разных лет, учителя начальных классов с благодарностью вспоминают лекции и практические занятия по методике преподавания математики, неоценимую помощь в подготовке и проведении уроков на студенческой педагогической практике. 

Сегодня продолжателями педагогической династии Чижевских являются дочь и сын Людмилы Ивановны: Демидова Тамара Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента, Чижевский Алексей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента.


Памяти Н.А. Асташова
Педагог и наставник в отечественном образовании

2023 год в нашей стране имеет особую направленность и перспективный смысл! Пусть каждый вспомнит своих педагогов и наставников! Представит их достижения и яркие личностные проявления! Задумается над их ролью в своей жизни, оценит их вклад в понимание процессов и явлений, которые нас окружают, в решение разного рода проблем, в определение жизненных стратегий и тактик!

Давайте признаемся себе, что педагоги и наставники оставили в нашей жизни яркий след: своей требовательностью научили нас быть самостоятельными и сильными; своей добротой согрели наши сердца; своим примером показали как правильно выбрать путь и идти по нему, высоко подняв голову и понимая ответственность перед Отечеством, другими людьми и самим собой!

Сегодня мы обратимся к жизни и творчеству педагога и наставника, который внес значительный вклад в развитие отечественного образования, методики преподавания русского языка и литературы; который жил и созидал среди нас, который творил чудеса в обучении и воспитании современных школьников и студентов.

В 1984 году в Брянском государственном педагогическом институте имени академика И.Г. Петровского появился новый преподаватель - Николай Алексеевич Асташов. Он приехал из Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, где в 1984 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Условия и возможности функционально-стилистической дифференциации письменной речи учащихся 3 класса». Н.А. Асташов гордился тем, что научным руководителем его работы был известный ученый, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ Михаил Ростиславович Львов. Отметим, что одним из оппонентов на защите кандидатской диссертации Н.А. Асташова выступал профессор МГУ, академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев, который подчеркнул высокую актуальность работы, выделил причинно-следственные позиции: формируя стилистическое чутье у учащихся, мы обеспечиваем решение еще одной важнейшей педагогической задачи – а именно, приобщение школьников к эстетической деятельности.

Август 2023 года – время, отражающее юбилейную дату доцента Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, кандидата педагогических наук, ученого, поэта Николая Алексеевича Асташова (20.08.1953 - 28.12.1999). Да, ему могло бы сейчас исполниться 70 лет, однако, его не стало на сорок седьмом году жизни.

Между тем, проблемы, которые были в центре внимания Н.А. Асташова, и сегодня представляют большой интерес. Например, проблема подготовки современного учителя, организация этого процесса, его перспективы. Обратимся к строкам, с которых начинается учебное пособие «Введение в педагогическую деятельность» (первое издание в 1996 г.): «В любые времена, какими бы благоприятными или, наоборот, драматическими для русского народа они ни были, учителю всегда отводилась ответственейшая роль Просветителя, Проповедника, Наставника. И учитель с благородным спокойствием брал на себя неподъемную для других поприщ ношу – «приводить народ в чувство». В русле сказанного не является исключением и наше время, во многом смутное и жестокое. Но чтобы преодолеть неразбериху в окружающем мире, сделать его человечнее, прежде всего надо наладить гармонию в душе каждого соотечественника. И опять вся надежда возлагается не на политиков и толстосумов, а на рядового школьного учителя, обладающего недюжинным гражданским мужеством и солидным мастерством» [1, с. 3].

Ключевой проблемой в научном творчестве Н.А. Асташова было обращение к качественному развитию речевой деятельности школьников и студентов, которую он оценивал как перспективную в жизни человека любого возраста. Н.А. Асташов, размышляя над уникальными ресурсами речевой деятельности школьников и студентов, отмечал, что «во-первых, речь, представляя собой язык в действии, служит универсальным средством общения, границы и сферы которого постоянно расширяются. Во-вторых, речь - это мощный канал интеллектуального, в широком смысле, духовного становления личности. В-третьих, речь нельзя не рассматривать как необходимое условие социальной активности каждого гражданина общества. В-четвертых, речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется» [2, С.11].

Глубоко анализируя возможности речи, Н.А. Асташов подчеркивал, что речь – это уникальная деятельность, деятельность коммуникативная. Это стало основанием для профессионально организованного процесса работы в речевой среде; создания коммуникативно-целесообразных речевых произведений на основе языкового вкуса.

Потребность в формировании уважительного отношения к родному языку и культуре речи, по мнению Н.А. Асташова, связана с тем, что и родной язык и речь человека – это живой организм, который требует бережного отношения. Однако, и в конце прошлого века, и сейчас состояние современного языка вызывает беспокойство.

Н.А. Асташов всей своей деятельностью утверждал мысль о том, что язык - это народ, это непреходящая ценность, в которой заложен особый дух и аромат русской жизни, характер и поведение русского человека, его взгляды на мир и место в нем. Поэтому исконно русские слова в их красоте и величии, уникальном звучании - это профессиональный «воздух» Николая Алексеевича: любование, добролепие, вдушевление, упование, вдохновение, благоспешие, воздыхание...

Русский язык, по мнению Н.А. Асташова, - это и оберегатель духовной жизни народа. Глубина мысли, художественность звуков, сердечность отношения к слову, патриотизм воплощения идеи через символы речи ведут в храм национальной духовной культуры, в незыблемость и прочность которого верил педагог Н.А. Асташов.

Особое значение Н.А. Асташов придавал языку как средству общения, поэтому, обращаясь к первокурсникам - будущим учителям, он подчеркивал, что хороший учитель - это, прежде всего, учитель, искусно владеющий даром слова, так как свободное речевое поведение его в органической взаимосвязи с несловесными средствами общения, опирающееся на такие профессионально значимые личностные качества, как человечность, искренность, честность, ответственность и др., обеспечивают ему подлинную эффективность решения учебно-воспитательных задач.

Надо отметить, что Николай Алексеевич Асташов мог своим примером показать и яркое искусство лектора, удивительный талант педагога, увлеченность исследовательским поиском, широту интересов.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского: профессиональные поиски

Н.А. Асташов работал в Брянском государственном педагогическом институте - университете старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой. Но вне зависимости от занимаемой должности Николай Алексеевич всегда демонстрировал образцы высокой интеллектуальной культуры, творчества и товарищества, справедливости и добропорядочности. Поражала в нем степень погруженности в стихию мысли, преданность своему делу. Увлекала и привязывала к Николаю Алексеевичу естественная, полная настоящего, неподдельного такта и интеллигентности, манера общения. Он с большим уважением относился к личному и профессиональному достоинству своих коллег, всегда готов был прийти на помощь студентам. Чем он только не занимался на факультете начальных классов: работал с агитбригадой «Азбука», выпускал вместе со студентами факультетскую газету, помогал на студенческих конкурсах, возглавлял профбюро факультета, ездил на картошку и т.д.

Особое отношение было у Николая Алексеевича к студентам университета. Ему хотелось, чтобы каждый выпускник достиг высокого профессионального уровня, а в личном отношении проявлял свои лучшие качества. Как уже отмечалось, доцент Асташов был блестящим лектором, чьи глубокие, продуманные выступления перед студентами запоминались на всю жизнь. Праздником для студентов была практика в школе, которой руководил Н.А. Асташов, поскольку это была творческая лаборатория со всеми необходимыми атрибутами и, самое главное, с желанием помочь каждому студенту в поиске собственного оригинального педагогического почерка. Всегда высоким качеством отличались курсовые и дипломные работы, выполненные под руководством Николая Алексеевича.

Яркими событиями отличалась работа с учителями начальных классов. Обладая педагогическим талантом и методическим чутьём, Н.А. Асташов в разных районах области давал открытые уроки. Эти педагогические мастерские были школой гуманизма, творчества, любви, сказки, импровизации. Они дополнялись разнообразными лекциями, семинарами и консультациями, о которых просили и маститые, и начинающие педагоги.

События в педагогическом мире Брянской области

Представляется, что для Николая Алексеевича работа с учителями начальных классов, с выпускниками университета, единомышленниками имела высокий смысл. Вспоминается, как в 1993 году Н.А. Асташов был членом жюри регионального конкурса «Учитель года». Как, возможно, стало ясно читателю, он искренне радовался победе на этом конкурсе Олега Геннадьевича Парамонова, чрезвычайно высоко оценивая потенциал яркого уникального учителя. Представляется, что и до конкурса и дальше было общение, обсуждение актуальных педагогических проблем, обмен оригинальными идеями.

5 августа выяснилось, что Олег Геннадьевич Парамонов, профессор Брянского государственного университета, победитель конкурса «Учитель года России - 1993», замечательный педагог и наставник отмечает 70-летний юбилей. Искренне хочется поздравить талантливого коллегу с праздником! С новыми победами и уникальными открытиями! С благодарностью за педагогическое творчество!

Поэтический взгляд на педагогический мир

Поэтические произведения Н.А. Асташова дополняют его педагогическое, научное творчество в целом. В его поэтических строках нашли отражение отношение к родине - России, ее сила и мощь, ее история и современность; роль патриотизма в жизни человека.

Особые чувства вызывает стихотворение «Плач Ярославны», которое принесло известность Н.А. Асташову как одному из победителей Всесоюзного конкурса на лучший перевод «Плача Ярославны», организованного газетой «Неделя» к 800-летию «Слова о полку Игореве» в 1985 году.

Много строк посвящено друзьям, единомышленникам, всем, кто вошел в жизнь поэта не на мгновенье. Стихи Н.А. Асташова отличаются глубиной, музыкальностью, легкостью и понятностью языка, они показывают разносторонность творческих, педагогических, исследовательских интересов.

В этой статье хочется обратиться к стихотворению Николая Алексеевича Асташова об учителе. Он учился в сельской школе Липецкой области, поэтому обращение к учителю не просто уважительное, а на уровне восприятия чуда, создания божественного образа.

На выбор его профессии большое влияние оказала учительница Н.В. Маслокова. На ее уроках истории он получал не только знания, но, затаив дыхание, жил бедами и победами России. Именно эта хрупкая женщина увлекла его мыслью: нет на свете более прекрасной профессии, чем профессия учителя [3].

Учителя перед детьми равны –
В глазах детей мы все мудры и правы!
И входим в их цветные все мы сны
Чуть-чуть смешны, немного величавы.
Мы снимся детям - людям озорным.
Как в жизни руки им кладем на плечи,
Головки гладим - милым и родным,
Из школы провожаем их под вечер ...
Глаза и лица снятся детворе
Всех нас, кто в жизнь вошел не на мгновенье,
И, будто слово в звонком букваре,
Воспринят ею чистым удивленьем.
Великий смысл есть в этих детских снах:
Они как знак бездонной детской веры
В ту доброту, которая в делах
Учительской профессии безмерна.
И я прошу судьбу позволить мне
Одну лишь малость - может быть причуду,
Чтоб я - учитель - приходил во сне
К ученикам своим везде и всюду! [2, С. 261]

Н.Асташов «Учитель», 1985 г.

О чем это стихотворение? Об учителе, о детях, об их жизни… Как оригинально переплетается бодрствование и сон. Получается, школа – это жизнь ребенка со всеми ее поворотами. А учитель – это человек, который трепетно любит своих учеников, не хочет с ними расставаться, хочет быть всегда рядом и во сне и наяву.

Из письма доктора педагогических наук, профессора Александра Александровича Шумейко (Амурский гуманитарно-педагогический университет декабрь 2022 года): вспоминаю конец декабря 1999 года – на небосклоне Вселенной погасла яркая звезда блистательного и удивительного человека — Николая Алексеевича Асташова. Отзывчивый, надежный, справедливый, добропорядочный Человек с большой буквы - учитель, ученый, педагог, поэт и прозаик, друг в одном лице, в коих всегда нуждалась, нуждается и будет нуждаться наша Земля и окружающие люди.

Размышляя над событием – 70-летием Николая Алексеевича Асташова - хочу признаться, что и в моей жизни, и в жизни коллег, многочисленных выпускников факультета начальных классов 1984-1999 гг. он оставил яркий след как учитель, наставник, ученый, поэт и друг!

Список литературы:

1.        Асташова Н.А., Асташов Н.А. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. – Брянск: Издательство БГПУ, 2001. – 169 с.

2.        Асташов Н.А. Избранные произведения: монография, научные статьи, стихи/ Сост. Н.А. Асташова. – Брянск: группа компаний «Десяточка», 2013. – 308 с.

3.        Чиковская В., Пономаренко Т.П. Н.А. Асташов – педагог, ученый, поэт (20.08.1953 – 28.12.1999)/ В. Чиковская, Т.П. Пономаренко// МОЯ РОДИНА – ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ. Выпуск 4. Сборник исследовательских краеведческих работ воспитанников учреждений дополнительного образования детей Липецкой области. - Липецк. - 2008. – 185 с. С. 128-139.




Н.А. Асташов (20.08. 1953-28.12.1999) Н.А. Асташов на открытом уроке в начальной школе (1980-е гг.) Преподаватели факультета начальный классов (слева направо Лысенко Вера Григорьевна, Мамонова Людмила Августовна, Асташов Николай Алексеевич, Охременко Дина Владимировна (декан факультета), Данилова Татьяна Васильевна, 1998 учебный год.

Научно-практический семинар «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в различных областях знаний»

В рамках реализации «Года педагога и наставника» 30 мая 2023г. на факультете педагогики и психологии состоялся научно-практический семинар «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в различных областях знаний»

Организаторами семинара выступили преподаватели кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента. 

Участниками научно-практического семинара стали обучающиеся и педагоги МБОУ «СОШ № 18 им. братьев Могилевцевых» г. Брянска, а также студенты направлений подготовки Педагогическое образование, профили Начальное образование, Дополнительное образование и Начальное образование, Информатика. 

Цель мероприятия - приобретение опыта организации проектной и исследовательской деятельности в практике работы педагогов; повышение уровня предметно-методической компетентности будущих учителей начальной школы; развитие интереса и осознанной направленности на педагогическую деятельность. 

В начале мероприятия с приветственным словом к участникам обратилась профессор кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента Т.Е. Демидова, которая отметила актуальность темы научно-практического семинара, необходимость формирования у обучающихся исследовательской активности. 

Доцент кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента, кандидат педагогических наук И.Н. Чижевская обозначила педагогические условия эффективной организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в школе. 

Практические аспекты организации проектной и исследовательской деятельности школьников были представлены в выступлении Заслуженного учителя РФ, педагога МБОУ «СОШ № 18 им. братьев Могилевцевых» г. Брянска Н.С. Маевской

В рамках семинара свои проекты представили учащиеся МБОУ «СОШ № 18 им. братьев Могилевцевых» г. Брянска: Буренкова Александра «Ледяная сказка»; Белов Даниил «Российско-китайские взаимоотношения: динамика, методики и способы изучения китайского языка»; Белова Юлия «Партизанское движение на территории Брянщины в годы Великой Отечественной войны»; Евстратенко Владимир «Польза и вред жевательной резинки»; Комлякова Арина «Брянщина - родина А.К. Толстого»; Евстратенко Владимир «Моя семейная реликвия»; Дьягольченко Владислав «Самоучитель по решению №15 профильного ЕГЭ» и др. 

Мероприятие носило также и профориентационной характер. Доцент кафедры Чижевская И.Н. познакомила школьников с реализуемыми на факультете педагогики и психологии направлениями и профилями подготовки, перспективами трудоустройства выпускников, акцентировала внимание на важность и большую востребованность профессии учителя на рынке труда. 

В завершении научно-практического семинара педагогам и обучающимся были вручены грамоты и сертификаты.

              


Межрегиональный научно-практический семинар «Роль педагога и наставника в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья»

В рамках реализации мероприятий, приуроченных Году педагога и наставника, 27 апреля на факультете педагогики и психологии состоялся межрегиональный научно-практический семинар «Роль педагога и наставника в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья». Участниками научно-практического семинара стали более 90 практических работников, преподавателей и студентов. Модераторами семинара выступили: кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства С.В. Комарова, доктор психологических наук, профессор М.Ю. Бурыкина, старший преподаватель И.Е. Крамарева

Целью данного мероприятия являлось повышение компетентности студентов, практических работников и преподавателей в процессе рассмотрения актуальных проблем специальной педагогики и психологии в теоретическом и прикладном аспектах. 

С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась декан факультета педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Чухачева, указав, что модернизация образования определяет особые требования к кадрам, осуществляющим обучение и воспитание детей с сенсорными, интеллектуальными, двигательными, речевыми проблемами в развитии. Заведующий кафедрой педагогики и психологии детства С.В. Комарова заметила, что проведение научно-практического семинара внесет вклад в улучшение процесса выполнения научных исследований в области дефектологического образования и создаст стимулы для дальнейшей научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. 

На пленарном заседании с докладами перед участниками семинара выступили: доктор медицинских наук, профессор кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» В.В. Лукъянов (тема доклада – «Из опыта подготовки кадров на дефектологическом факультете Курского госуниверситета»), кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования институт педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» Н.В. Чаркина, руководитель ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью с ограниченными возможностями здоровья Г.А. Шатохина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой кафедры педагогики и профессионального образования имени В.Д. Симоненко БИПКРО Т.В. Хохлова (тема доклада – «Наставничество как инструмент качества профессиональной подготовки выпускников средних профессиональных образовательных организаций»), заведующий МБДОУ детский сад №73 «Малютка» г. Брянска Е.Н. Фролова (тема доклада – «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ»), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Т.Н. Бойко (тема доклада – «Роль логопеда в сопровождении детей с речевой патологией»). 

В рамках научно-практического семинара работали 2 секции по направлениям: «Психолого-педагогическое сопровождение в работе дефектолога», «Традиционные и нетрадиционные методы логопедической работы». В рамках секций более 10 практических работников дошкольных и школьных образовательных организаций представили мастер-классы. Среди них: Е.В. Бурыкина – учитель-логопед МБДОУ №9 «Красная шапочка» г. Брянска, Е.А. Орачевская - директор АНО «Центра поддержки людей с особенностями развития и их семей «Гармония», Е.В. Кулакова – учитель-дефектолог из МБДОУ д/с комбинированного вида №134 «Морячок» г. Брянска, М.А. Паскарь – педагог-психолог МБДОУ д/с комбинированного вида №99 «Тополек» г. Брянска, И.В. Шведова – учитель-логопед МБОУ «Лицея №1 Брянского района» д/с «Колосок», О.П. Гоева – учитель-логопед МБДОУ д/с №89 «Дюймовочка» г. Брянска, Л.С. Ламекина – учитель-логопед МБДОУ д/с комбинированного вида №108 «Веснянка» г. Брянска. 

В заключении всем участникам были выданы сертификаты.

        


Информационный час «Педагог-это призвание»

В читальном зале университета прошел информационный час «Педагог - это призвание», посвященный открытию Года педагога и наставника на факультете педагогики и психологии. В мероприятии приняли участие профессорско-преподавательский состав и студенты. Гостями мероприятия были М.В. Захарова, проректор по учебно-методической и проектной деятельности Брянского института повышения квалификации работников образования, И. М. Шелкунова, начальник отдела дошкольного образования Управления образования Брянской городской администрации, С. Н. Ракоца, главный специалист отдела дошкольного образования.

С приветственным словом к участникам встречи обратилась директор института педагогики и психологии, доктор психологических наук, профессор Н.В. Матяш, отметившая значимость профессии педагога, его творческий и профессиональный потенциал, роль преподавателей факультета в повышении социального престижа профессии. М.В. Захарова обозначила основные ориентиры в профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров, обратив особое внимание на преемственность в работе образовательных учреждений.

Факультет многие годы осуществляет подготовку работников дошкольных образовательных организаций, востребованных на рынке труда региона. На сегодняшний день открыто более 20 дошкольных образовательных организаций, оснащенных новейшим цифровым оборудованием. Как отметила И. М. Шелкунова современные дошкольники ориентированы на общение с молодыми специалистами, владеющими компьютерными технологиями. Значительную роль в подготовке таких выпускников играет Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского.

В становление факультета, его динамическое развитие неоценимый вклад внесли ведущие преподаватели, профессора (доктор психологических наук, профессор М.Ю. Бурыкина, доктор социологических наук, профессор В.И. Гостенина,  доктор педагогических наук, профессор Т.Е. Демидова,  доктор медицинских наук, профессор Г.П. Золотникова,  доктор психологических наук, профессор Н.В. Матяш, доктор социологических наук, профессор С.А. Шилина и др.). Благодаря им профессорско-преподавательский состав  достигает значимых результатов  в научно-исследовательской, образовательной и воспитательной деятельности факультета.

Студенты факультета с большим интересом вспомнили и рассказали не только историю факультета, но и достижения преподавателей, работающих в должности профессора.

В заключение мероприятия декан факультета педагогики и психологии Е.В. Чухачева отметила, что в рамках Года педагога и наставника состоятся  конференции, круглые столы, мастер-классы, литературная гостиная, экскурсии, которые покажут всю важность профессии современного педагога.

           

              


ЛЕКЦИИ В РАМКАХ «УЧЕНЫЕ В ШКОЛЫ»

8 февраля 2023 года, в День российской науки, в рамках проекта «Ученые – в школы» преподавателями факультета педагогики и психологии были прочитаны лекции для обучающихся образовательных организаций г. Брянска: МБОУ «Гимназия № 7 имени С.В. Василева», «Лицей №27» им. Героя Советского Союза И.Е. Кустова. 

Александра Павловича Тонких - кандидат физико-математических наук, профессор кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента выступил перед школьниками с лекцией на тему «Язык математики в профессиональной деятельности педагога». 

Лекция была проведена с целью формирования математической грамотности слушателей, т.е. способности определять и понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и грамотно использовать математику в жизни. 

Были рассмотрены проблемы засорения языка математики, которые появляются «благодаря» рекламе товаров и услуг, средствам массовой информации и многих другим факторам. Наиболее распространенные ошибки, выносимые на обсуждение: неправильное название десятичных дробей; неправильное название цифр и чисел; неправильное название букв в математике; неправильное название математических терминов; неправильное оформление математических текстов; неправильное название математических понятий и разделов математики; и др. 

Елена Михайловна Фещенко - кандидат психологических наук доцент прочитала лекцию на тему «Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности», посвященную актуальной проблеме юношеского возраста. Особое внимание было уделено личностному и профессиональному самоопределению, нахождению путей реализации себя, осмыслению собственных ресурсов для успешного достижения поставленных целей. 

Представленная тематика лекций вызвала интерес и способствовала популяризации науки среди педагогов и школьников.

           


Время работы: пн-пт 09:00-18:00

E-mail: bryanskgu@mail.ru

Телефон: +7(4832)58-90-85

Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску