В рамках фестиваля Дни научного кино ФАНК 21 ноября 2025 года на факультете педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» проходил показ фильма «Тайны особенных детей. Аутизм». На показе фильма присутствовали студенты 1 курса направления подготовки бакалавриата Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия. Этот фильм позволил студентам погрузиться в особый мир людей с аутистическим спектром расстройств, узнать современные подходы к патогенезу нарушений развития, диагностике и особенностях коррекционной и реабилитационной работы с детьми.
По завершению показа студенты совместно с заведующим кафедрой дошкольного, начального и специального образования, кандидатом биологических наук, доцентом Светланой Васильевной Комаровой провели дискуссию и обсудили вопросы психолого-педагогического сопровождения и организации инклюзивной образовательной среды для детей с расстройством аутистического спектра.
20 ноября в рамках всероссийского проекта Дни научного кино ФАНК на площадке факультета педагогики и психологии состоялся просмотр фильма «Дело о пропавших пчелах» для студентов 3 курса направления подготовки 37.03.01 Психология.
Фильм раскрывает проблему гибели пчел из-за массового распространения нового вида клеща. Специалисты отмечают, что пчелы очень чувствительны к любым изменениям окружающей среды, применению в сельском хозяйстве пестицидов.
Особенно актуальна данная проблема в Дагестане, самом медоносном регионе России. Специалисты, работающие в данном регионе, бьют тревоги относительно распространения клеща тропи. В последние годы он стремительно распространяется по всей республике. Пока не найдено ни одного эффективного метода борьбы с этим заболеванием. Если не предпринять кардинальные меры, дагестанские пчелы, а значит, и мед могут исчезнуть, предостерегает биолог.
По прогнозам ученых, в недалеком будущем пчелы могут полностью исчезнуть, если тенденция высокой смертности сохранится. Что это может значить для человечества и нашей планеты в целом? Человечество, например, может лишиться части своей привычной продуктовой корзины. Например, не удастся взбодриться утренним кофе, не получится насладиться клубникой, манго, дыней, миндалем и так далее. Молочные продукты станут дефицитными, так как некому будет опылять люцерну и клевер, которыми питаются коровы. Подорожает их питание - резко вырастет в цене говядина.
Сокращение численности опылителей повлияет также на медицину, производство БАДов и косметических средств. Некому будет опылять и хлопок. Можно только представить, как взлетят цены на изделия из него
Просмотр фильма стал продолжением цикла мероприятий, связанных с обсуждением значимости науки в жизни общества. По результатам просмотра фильма была проведена дискуссия о вреде вымирания пчел для жизни людей во всем мире.
По окончании дискуссии ее участники сделали вывод о том, что стремительное исчезновение пчел может привести к глобальному мировому кризису.
В рамках проведения Дней научного кино 19 ноября 2025 года на факультете педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» проходил показ фильма в рамках фестиваля Дни научного кино ФАНК: «Борщевик –герой нашего времени».
Модератор – Курачева Л.Г. , доцент кафедры дошкольного, начального и специального образования.
После просмотра студенты дошкольного отделения приняли участие в дискуссии о пользе и вреде растения. Особый интерес вызвала разработка игры для детей, позволяющая формировать активную жизненную позицию подрастающего поколения, находить возможные способы решения проблемы.
В рамках проведения Дней научного кино 19 ноября 2025года на факультете педагогики и психологии состоялся просмотр фильма «Тайны особенных детей. Аутизм» для студентов 3 и 4 курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Модератор мероприятия – Серегина Н.В. – заместитель декана факультета педагогики и психологии по учебной и научной деятельности, доцент кафедры психологии, социологии и социальной работы.
Фильм рассказывает о том, на какие подозрительные симптомы надо обращать внимание родителям и о методах диагностики РАС, о лабораторных опытах терапии и препаратах, которые помогают коррекции поведения, о необходимости обеспечения инклюзивного образования для детей с РАС, специальных устройствах, которые помогают в обучении детей с данным диагнозом, а также о том, какие профессии в будущем могут освоить дети с аутизмом и в каких сферах могут стать лучшими сотрудниками.
В создании проекта приняли участие педиатры, психологи, психиатры, преподаватели, исследователи — представители Федерального исследовательского центра Института цитологии и генетики, Центра проблем аутизма, Союза педиатров России, Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, Реабилитационного центра имени А.И. Бороздина, АНО «Школа профессий» и других учреждений.
После просмотра фильма состоялась дискуссия на тему «Что мешает увидеть потенциал ребенка с РАС?». В качестве эксперта в дискуссии приняла участие Орачевская Е.А. - директор АНО «Центр поддержки людей с особенностями развития и их семей «Гармония». В ходе обсуждения рассматривались факторы, которые могут повлиять на результаты оценки когнитивных способностей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и успешность их обучения, а также вопросы поддержки людей с аутизмом.
В рамках проведения Дней научного кино 17 ноября 2025года на факультете педагогики и психологии состоялся просмотр фильма «За красным шаром» для студентов 1 и 2 курсов направлений подготовки «Психолого-педагогическое образование, «Дефектологическое образование».
Фильм раскрывает о пациентах Центра мозга и нейротехнологий, где красный шар стал символом надежды. Пациенты, которые используют тренажер для восстановления после инсульта, должны надеть VR-очки и виртуально стрелять по шарам — среди которых есть красный шар. Смысл процедуры заключается в том, что у человека с парализованной после болезни конечностью нервный импульс к совершению движения преобразуется в реальное действие. То есть дополненная реальность помогает восстанавливать разрушенную цепочку нейронов в мозгу.
Просмотр фильма стал продолжением цикла мероприятий, связанных с обсуждением важности науки в жизни общества. Дискуссия по результатам просмотра фильма была организована преподавателями кафедры психологии, социологии и социальной работы Мезенцевой И.А и Петуховой Л.П.
В рамках реализации Марафона студенческих научных обществ «СНОва в науку» проекта «Студенческая Наука Отечеству», поддержанного грантом Минобрнауки России, состоялись научные чтения «Наука и образование в судьбе особого ребенка», посвященные международному Дню дефектолога. Организаторами мероприятия выступили преподаватели кафедры дошкольного, начального и специального образования – к.б.н., доцент С.В. Комарова, преподаватель кафедры Е.И. Назарян, а также студенческое научное общество факультета. Участниками мероприятия стали студенты, обучающиеся по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование и приглашенные работодатели из образовательных организаций г. Брянска.
Целью данного мероприятия являлось обсуждение проблемных вопросов по диагностике аномального развития, применению комплексного подхода в коррекционно-развивающей работе, оказанию дифференцированной помощи при различных нарушениях и созданию сети специальных образовательных учреждений.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась декан факультета педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Чухачева, которая указала на значимость профессии дефектолога. Учитель - дефектолог помогает детям с особыми образовательными потребностями постигать окружающий мир через предметы и слова, развивает умение ориентироваться в окружающей действительности, не бояться её, взаимодействовать с ней.
На пленарном заседании перед участниками выступила директор МБОУ «Специальная (коррекционная) школа №37» г. Брянска Е.В. Чугур, которая отметила, что работа дефектологов — это длительный коррекционный путь, который требует самосовершенствования и профессиональной выдержки. Елена Викторовна пожелала нашим студентам состояться в выбранной профессии и достичь профессиональных высот.
С большим вниманием участники слушали выступление учителя-дефектолога МБДОУ детский сад «Белоснежка» №146 г. Брянска М.А. Дудинской (тема - «Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с помощью дидактических интерактивных игр»).
В научных чтениях приняли активное участие студенты очной формы обучения направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Дошкольная дефектология (А.И. Пожиленкова, А.О. Кизенкова, Т.А. Пугачева, В.А. Колбасова), профиль Логопедия (В.Д. Литвякова).
В заключительной части мероприятия и.о. заведующего кафедрой дошкольного, начального и специального образования С.В. Комаровой были сформулированы научно-практические выводы, лежащие в основе дальнейшего развития дефектологического образования нашего региона. Всем участникам научных чтений были выданы сертификаты.
14 ноября 2025 г. в БГУ имени академика И.Г. Петровского (факультет педагогики и психологии, кафедра психологии, социологии и социальной работы) состоялась региональная студенческая научно - практическая конференция «Инновационные технологии изучения современных социальных явлений: теоретический и практический опыт», приуроченная к Дню социолога.
Конференция проходит в рамках программы Марафона студенческих научных обществ «СНОва в науку» проекта «Студенческая Наука Отечеству», поддержанного грантом Минобрнауки России.
Целью конференции стало обсуждение современных социальных явлений и проблем, технологий их изучения и решения, рассмотрение социологических аспектов инновационной практики социальной работы, обмен опытом между специалистами различных областей знания – педагогами, психологами, журналистами, социологами, культурологами.
В работе конференции приняли участие студенты, магистранты, преподаватели БГУ имени академика И.Г. Петровского (г. Брянск), МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва), Среднерусского института управления (г. Орел), Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (г. Владимир).
На конференции получили освещение такие социальные явления, как агрессивные молодежные субкультуры, ценностные ориентации молодежи в эпоху цифровизации, неконтролируемая миграция, рассмотрены технологии их изучения.
Выступления всех участников конференции отличались высоким уровнем научного потенциала и глубиной содержания. Присутствующие на конференции гости отметили высокий уровень подготовки научного мероприятия, способствующего развитию интереса не только к научным исследованиям, но и к практической деятельности в области анализа и применения инновационных технологий изучения современных социальных явлений.
В рамках программы Марафона студенческих научных обществ «СНОва в науку» проекта «Студенческая Наука Отечеству», поддержанного грантом Минобрнауки России, 14 ноября на факультете педагогики и психологии состоялся региональный круглый стол «Современные образовательные технологии гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста», посвященный 95-летию со дня основания Брянского государственного университета. Организатором выступила кафедра дошкольного, начального и специального образования.
В работе круглого стола приняли участие представители общественно-государственного движения детей и молодежи, педагоги города Брянска и Брянской области, студенты направлений Педагогическое образование и Специальное (дефектологическое ) образование.
Целью данного мероприятия являлось обсуждение вопросов гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, обобщение педагогического опыта в использовании современных образовательных технологий воспитания.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась заместитель декана факультета педагогики и психологии по учебной и научной работе, кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Серегина, которая отметила, что гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является составной частью образовательного процесса, а формирование у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей - одна из ключевых задач сегодня.
Перед участниками круглого стола выступила О.Ю Ковалева – заместитель председателя Совета регионального отделения «Движение первых» Брянской области. Она рассказала об общественно-государственном движении детей и молодежи – «Движение первых», его программе воспитания и становления личности, активного и ответственного молодёжного сообщества, которому важны уважение к традициям и культуре народов России, историческая преемственность и сопричастность с судьбой страны.
Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Опытом такой работы поделилась Л.Ю. Ицкова - учитель начальных классов МБОУ «Семецкая СОШ» Почепского района. Воспитательный потенциал учебных предметов был раскрыт в выступлениях учителя начальных классов МБОУ «Гимназия № 2» г. Брянска Е.И. Абрашкиной («Краеведческий материал как средство патриотического воспитания младших школьников на уроках русского языка») и учителя начальных классов МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района, магистранта Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского Т.К. Шеремет («Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках математики»).
Большое внимание было уделено гражданско-патриотическому вниманию детей дошкольного возраста. Педагог дополнительного образования МБУДО «Центр внешкольной работы Советского района» г. Брянска Е.А. Сологубова осветила в своем выступлении вопросы использования краеведческого и фольклорно-этнографического материала на занятиях с детьми дошкольного возраста. Особенности использования проектной деятельности воспитанников представили воспитатели дошкольных образовательных организации: Ю.В. Афанасова (МБДОУ д/с № 96 «Олененок» г. Брянска) «Мини-музей в ДОО как средство патриотического воспитания дошкольников», Е.А. Захаренко (МБДОУ д/с № 183 «Незабудка» г. Брянска) «Проект «Я люблю свой край родной», Н.В. Селькина (МБДОУ д/с № 5 комбинированного вида «Ладушки» г. Сельцо) «Проект «Моя семья» и фольклорный досуг как средства гражданско-патриотического воспитания дошкольников».
В рамках круглого стола выступили с докладами и студенты педагогического направления профилей подготовки «Начальное образование, Дополнительное образование», «Дошкольное образование, Дополнительное образование», «Менеджмент в образовании»: Бугаева П.В. («Значимость патриотического воспитания младших школьников при формировании традиционных духовно-нравственных ценностей»), Голеницкая С.А. («Орлята России» - всероссийский проект для начальной школы»), Сошина М.В. («Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»), Старченко М.П. («Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»), Шаблинская Е.А. («Усвоение государственной символики детьми дошкольного возраста»).
Участники круглого стола отметили и проблемные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, требующие дальнейшего изучения и решения: проблемы профессиональной готовности педагогов к реализации гражданско-патриотического воспитания; привлечение родителей к процессу патриотического воспитания детей; активность взрослых в процессе гражданско-патриотического воспитания; критерии нравственно-патриотической воспитанности у обучающихся.
Модераторами круглого стола выступили преподаватели кафедры дошкольного, начального и специального образования профессор Т.В. Данилова и Н.Ю. Моспанова.
В заключении всем участникам круглого стола были выданы сертификаты.
В рамках реализации Марафона студенческих научных обществ «СНОва в науку» проекта «Студенческая Наука Отечеству», поддержанного грантом Минобрнауки России, состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные методы и технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ», посвященная 95-летию со дня основания Брянского государственного университета. Организатором выступил факультет педагогики и психологии БГУ. В конференции приняли участие свыше 70 человек: это ученые-исследователи, руководители центров помощи лицам с ОВЗ, специалисты коррекционного и психолого-педагогического профилей из г. Брянска, г. Москвы, г. Смоленска.
Целью данного мероприятия являлось обобщение практического опыта и обсуждение проблемных вопросов по совершенствованию методов и технологий образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, конструктивный анализ условий реализации адаптированных основных образовательных программ (АООП) при обучении различных категорий детей.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась декан факультета педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Чухачева, которая отметила, что с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, встает вопрос о создании эффективной системы психолого-педагогического сопровождения таких детей, где значимой фигурой является учитель-дефектолог, организующий обучение и воспитание детей с сенсорными, интеллектуальными, двигательными, речевыми и другими проблемами. Екатерина Владимировна указала на значимость научно-исследовательской работы студентов совместно со специалистами-практиками образовательных учреждений.
На пленарном заседании с докладами перед участниками конференции выступили: директор АНО «Центр поддержки людей с особенностями развития и их семей «Гармония» Е.А. Орачевская (тема доклада – «Преемственность в работе специалистов как условие эффективного сопровождения детей и взрослых с ОВЗ и инвалидностью»), руководитель ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья Г.А. Шатохина (тема доклада – «Инклюзия и цифровые технологии: инновации в обучении детей с особыми потребностями»), учитель-дефектолог МБОУ СОШ № 2 г. Брянска О.М. Ражева (тема доклада – «Модель психолого-педагогического сопровождения разных категорий детей с ОВЗ»), к.пед.н., доцент ГБПОУ «Брянский областной колледж искусств» Т.В. Хохлова (тема доклада – «Игровые технологии как средство построения эффективного взаимодействия с обучающимися с ОВЗ»), аспирантка 2 курса БГУ им. акад. И.Г. Петровского, преподаватель кафедры дошкольного, начального и специального образования В.В. Торопынина (тема доклада – «Особенности организации занятий АФК для детей с интеллектуальными нарушениями»).
В результате работы пленарного заседания были обобщены основные направления развития психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
• развитие и совершенствование организационных методов, технологий и форм психолого-педагогического сопровождения;
• подходы к дифференцированному применению цифровых технологий в инклюзивном образовании детей с ОВЗ;
• психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
• подготовка кадров к работе с детьми с ОВЗ.
• расширение сферы трудоустройства инвалидов.
Работа конференции была организована по 2 направлениям: современные проблемы дефектологической практики и инновационные методы и технологии в работе логопеда, где были представлены доклады и мастер-классы учителей-логопедов МБДОУ детский сад №22 «Лесная Сказка», МБОУ СОШ № 28 г. Брянска. Особой интерес участники секций проявили к докладу, который представила медицинский логопед ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России г. Москва А.О. Агафонова. В качестве модераторов выступили преподаватели кафедры дошкольного, начального и специального образования профессор М.Ю. Бурыкина и старший преподаватель И.Е. Крамарева.
В заключении всем участникам конференции были выданы сертификаты.
В рамках реализации плана научных мероприятий 15 октября 2025 года на факультете педагогики и психологии состоялся Региональный круглый стол «Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии».
Организаторами мероприятия выступили преподаватели кафедры дошкольного, начального и специального образования доцент И.Н Чижевская и доцент Н.Ю. Моспанова. Модератор круглого стола – к.п.н., доцент И.Н Чижевская.
Цель мероприятия - повышение уровня предметно-методической компетентности будущих педагогов, приобретение ими опыта использования современных педагогических технологий в образовательном процессе начальной школы.
Участниками круглого стола стали педагоги школ г. Брянска и Брянской области, преподаватели кафедры дошкольного, начального и специального образования, а также студенты направления подготовки Педагогическое образование, профилей Начальное образование, Дополнительное образование и Начальное образование.
Участников круглого стола приветствовала заместитель декана факультета педагогики и психологии, доцент Н.В. Серегина, которая сделала акцент на актуальности проводимого мероприятия и отметила, что профессиональный рост педагога невозможен без постоянного обучения.
И.Н. Чижевская отметила, что в современном образовательном пространстве педагогические технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, что круглый стол - это площадка для обмена опытом, обсуждения передовых педагогических практик и поиска инновационных решений.
Практический опыт использования современных образовательных технологий в начальном образовании представили гости мероприятия.
Захарова Ирина Владимировна (руководитель методического объединения учителей начальных классов Бежицкого района, эксперт по аттестации педагогов, Почетный работник образования, учитель начальных классов МБОУ «Брянский городской лицей № 2 им. М. В. Ломоносова») и Напреенко Мария Сергеевна (заместитель председателя лицейского родительского комитета, координатор проекта, волонтер) рассказали о проектной технологии и специфике ее реализации при организации урочной и внеурочной деятельности в начальной школе. В качестве примера они продемонстрировали результаты проекта "Олимпиада Победителей", организованного для ребят с ограниченными возможностями здоровья и их семей и проведенного на площадке лицея. Мероприятие было реализовано при поддержке Грантового конкурса Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движения Первых».
Трошина Татьяна Владимировна (Заслуженный работник образования Брянской области, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №4» г. Брянска, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2011 году) отметила, что педагогическая техника является основой педагогического мастерства. Она познакомила с интересными и нестандартными приемами, повышающими эффективность процесса обучения и воспитания младших школьников.
Об особенностях использования технологии проблемного и дифференцированного обучения в начальной школе рассказала Мацепуро Ольга Алексеевна (учитель начальных классов МБОУ "Центр образования «Перспектива» г. Брянска).
Новикова Кристина Павловна (лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2025», учитель начальных классов МБОУ «СОШ имени Н.А. Некрасова» г. Почепа Брянской области) продемонстрировала реализацию принципа наглядности в условиях современного урока, включив студентов в моделирующую деятельность по созданию опорных схем, облегчающих усвоение учебного материала обучающимися.
Различные аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий в начальной школе были представлены в выступлениях Козловой Алины Игоревны (учителя начальных классов МБОУ «СОШ №58» г. Брянска, лауреата II степени XI областного конкурса молодых педагогических работников «Педагогический дебют – 2023») и Филюстиной Екатерины Викторовны (учителя начальных классов МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района).
С авторскими методическими материалами персонального сайта и возможностями их использования познакомила Воронова Татьяна Владимировна (учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Дружба» Дятьковского района). Интересны были ее разработки в области геймификация на уроках в начальной школе.
Круглый стол прошел в формате живой дискуссии, оживленно и интересно, способствовал выстраиванию конструктивного диалога между студенческим и педагогическим сообществом, обмену опытом лучшими образовательными практиками работы в начальной школе.
Педагоги школ, выступившие с докладами, получили сертификаты участников.
На площадке Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Республики Беларусь состоялась XIII международная олимпиада по основам психологии и педагогики среди обучающихся образовательных учреждений. Это событие стало уникальной платформой для демонстрации знаний и навыков студентов вузов в области психологии и педагогики.
Наш университет и факультет представляла команда студентов 3 курса направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» в лице Я. Аксёновой, Е. Кушнир, А. Мирошниченко, Е. Девиной, В. Желтовой, Э. Левашовой, Н. Черкашиной.
В подготовке студентов приняли участие преподаватели кафедры общей и профессиональной психологии и руководитель социально-психологической службы нашего университета А.Д. Ларина.
План олимпиады включал в себя 3 этапа, каждый из которых требовал от участников креативности, командной работы и знаний в области психологии.
На первом этапе участникам было предложено разработать психолого-педагогический постер, который отражал актуальные проблемы студенческого общества. После завершения работы над постерами, каждая команда представила свою работу в социальных сетях.
Второй этап был посвящен созданию метафорических карт, которые участники разрабатывали самостоятельно. Этот метод помогает глубже понять свои эмоции и внутренние переживания, а также развивает навыки интерпретации символов и смыслов.
Заключительным этапом олимпиады выступило тестирование студентов по вопросам понимания психологических терминов и способности быстро адаптироваться к новым задачам.
По итогам олимпиады команда нашего университета заняла II место.
Поздравляем наших студентов и желаем дальнейших успехов!
20 мая 2025 г. в рамках реализации программы мероприятий «Дни науки в БГУ-2025» и плана научных мероприятий на факультете педагогики и психологии состоялся IV научно-практический семинар «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в различных областях знаний». Целью мероприятия явилось повышение уровня предметно-методической компетентности будущих педагогов, приобретение ими опыта организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательной организации.
Организаторами семинара выступили преподаватели кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента профессор Т.Е. Демидова и доцент И.Н. Чижевская.
Участниками научно-практического семинара стали обучающиеся и педагоги МБОУ «СОШ № 18 им. братьев Могилевцевых» г. Брянска, а также студенты направления подготовки Педагогическое образование, профилей Начальное образование, Дополнительное образование.
С приветственным словом выступила декан факультета педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Чухачева, которая подчеркнула актуальность обсуждаемой проблемы, рассказала участникам о направлениях и профилях подготовки на факультете, пригласила школьников принять участие в работе «Школы будущего педагога и психолога». Она пожелала участникам научно-практического семинара плодотворной работы и творческой дискуссии.
Перед аудиторией выступила кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента И.Н. Чижевская, которая отметила важность темы научно-практического семинара в современном образовании, подчеркнула, что ежегодный семинар является уникальной площадкой для обмена опытом, знакомства с передовыми практиками в организации и сопровождении проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Практические аспекты организации проектной и исследовательской деятельности школьников были представлены в выступлении педагога МБОУ «СОШ № 18 им. братьев Могилевцевых» г. Брянска Заслуженного учителя РФ Н.С. Маевской, которая отметила, что основным подходом реализации ФГОС является системно-деятельностный подход, а одним из методов реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.
В рамках семинара актуальные и интересные проекты представили учащиеся МБОУ «СОШ № 18 им. братьев Могилевцевых» г. Брянска: Буслова Екатерина Сайт: «Полезный завтрак школьника»; Долгов Вадим «Информационный стенд по ПДД для школьников»; Артемьев Илья «Школьный Островок по безопасности движения»; Власов Владимир «Благоустройство школьной территории»; Евстратенко Владимир «Бесщёточный электродвигатель», Новиков Богдан «Футбольные ворота своими руками», Ионанова Вера «Подростковый экстремизм. Причины и профилактика» и др.
Семинар прошел в формате живой дискуссии, участники семинара активно обсуждали представленные работы и предлагали идеи дальнейших расширений исследований.
В завершении научно-практического семинара педагогам и обучающимся были вручены грамоты и сертификаты.
В ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени им И.С. Тургенева» подведены итоги Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов по теории и методике начального образования «Первые шаги к профессиональному мастерству».
Основная цель конкурса – изучение и актуализация проблем, связанных с практикой преподавания в начальной школе.
По результатам экспертной оценки:
- Лауреатом II степени в номинации «Языковое и литературное образование младших школьников» стала студентка 5 курса направления подготовки Педагогическое образование, профилей Начальное образование. Дополнительное образование Николюк Дарья Андреевна с научным исследованием «Приемы работы с научно-познавательными произведениями на уроках литературного чтения в начальной школе», выполненным под руководством к. фил. н., доцента Моспановой Н. Ю.
- Лауреатом II степени в номинации «Естественнонаучное образование младших школьников» стала студентка 5 курса направления подготовки Педагогическое образование, профилей Начальное образование. Дополнительное образование Леунина Алина Витальевна с научным исследованием «Формирование у младших школьников умений познавательно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира», выполненным под руководством к. п. н., доцента Чижевской И.Н.
Поздравляем Николюк Дарью, Леунину Алину и их научных руководителей с высокими результатами и желаем им дальнейших успехов, творческих и научных побед!
В рамках научной сессии «Дни науки в БГУ-2025» кафедрой методики начального образования и педагогического менеджмента подготовлена и проведена стендовая конференция «Актуальные проблемы управления образовательными организациями».
Конференция проведена в смешанном формате (очном и заочном).
В работе конференции приняли участие магистранты направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Менеджмент в образовании.
Модератором конференции выступила доктор педагогических наук, профессор кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента Тамара Евгеньевна Демидова.
Стендовые доклады участников конференции отличались глубиной теоретического анализа и высокой практической актуальностью рассматриваемых проблем.
Среди наиболее интересных докладов на конференции следует отметить следующие:
1. Взаимодействующее управление дошкольной образовательной организации с родителями (Биндасова Ю.Е.)
2. Совершенствование процесса управления повышением квалификации педагогических кадров в условиях общеобразовательной школы (Коротков В. В.)
3. Педагогические условия развития педагогического коллектива общеобразовательной организации (Артемова В.С.)
4. Управление формированием профессиональной компетентности будущих педагогов в области безопасности (Серков Д.С.)
Стендовые доклады вызвали оживленную дискуссию участников конференции. Диалог, который состоялся в рамках конференции, будет способствовать поиску наиболее эффективных форм и методов работы, основанных на современных управленческих технологиях.
Современная педагогическая наука играет важную роль в решении задач социокультурной модернизации российского общества. В условиях перехода на новые образовательные стандарты повышается роль и ответственность учёных в разработке стратегических направлений модернизации российского образования.
На факультете педагогики и психологии ведется активная научно-исследовательская работа. Научные исследования преподавателей ориентированы на решение важнейших проблем в области педагогики, психологии и социальной сферы, отвечающих на вызовы времени. Научные интересы профессорско-преподавательского состава разнообразны и связаны с изучением цифровой трансформации образования, физической работоспособности с помощью новых химических соединений, теоретических и прикладных проблем психологии личности и образовательной среды, разработкой концептуальной модели оказания психологической помощи субъектам образовательного процесса, формированием профессиональной компетентности будущих педагогов для работы в инклюзивной образовательной среде.
В рамках общероссийской программы «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов» проводятся социологические исследования, направленные на определение социокультурного статуса Брянской области.
Преподаватели и студенты факультета принимают участие в региональных, международных конференциях, фестивалях, олимпиадах. Научные труды исследователей публикуются в ведущих научных изданиях России и зарубежья.
В День российской науки желаем Вам новых научных открытий, энергии на реализацию всех планов и здоровья!
Подведены итоги XXII Международного конкурса научно-исследовательских работ, организованный Всероссийским обществом научных исследователей.
Конкурс нацелен на повышение научно-исследовательской и профессиональной компетентности. Жюри отметило разнообразие тематики работ, которые ориентированы на актуальные вопросы современного образования.
По результатам экспертной оценки Лауреатом I степени стала Фатеева Анна Алексеевна, студентка 2 курса направления подготовки Педагогическое образование, профиль менеджмент в образовании с научной работой «Повышение качества дошкольного образования через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников». Научный руководитель - к.п.н., доцент кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента Чижевская Ирина Николаевна.
Поздравляем Фатееву Анну Алексеевну с высокими результатами и желаем ей успехов в дальнейшей научно-исследовательской деятельности!
С 9 по 16 декабря 2024 года на базе института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева» проходил Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов по теории и методике начального образования «Первые шаги к профессиональному мастерству».
Цель конкурса: изучение и актуализация проблем, связанных с практикой преподавания в начальной школе. К участию в конкурсе принималась практические части научно-исследовательских работ по учебным предметам, преподаваемым в младших классах.
Среди победителей конкурса – студенты факультета педагогики и психологии профилей подготовки Начальное образование, Дополнительное образование:
Направление «Языковое и литературное образование младших школьников»:
- Диплом 1 степени - Геращенко Александра Юрьевна «Моделирование как средство формирования осознанности чтения младших школьников на уроках литературного чтения» (научный руководитель: к. филол.н., доцент Н.Ю. Моспанова).
Направление «Естественнонаучное образование младших школьников»:
- Диплом 1 степени – Доагэ Дарья Ивановна «Формирование информационных умений у младших школьников при обучении предмету «Окружающий мир» (научный руководитель: к.п.н., доцент Чижевская И.Н.);
- Диплом 2 степени – Назарова Ольга Витальевна «Формирование у младших школьников знаний и умений безопасного поведения в социальной среде при обучении предмету «Окружающий мир» (научный руководитель: к.п.н., доцент Чижевская И.Н.).
Победители конкурса награждены Дипломами, а преподаватели –благодарностями за высокий уровень профессиональной подготовки студентов.
Поздравляем наших студентов с победой! Желаем дальнейших успехов в научной, учебной и профессиональной деятельности!
4 декабря в рамках Съезда молодых ученых Брянской области на факультете педагогики и психологии состоялась Региональная конференция «Современные научные достижения. Брянск – 2024»: Секция Педагогика. Психология. Социология. Модератором мероприятия выступила зав. кафедрой общей и профессиональной психологии Карнеева О.А. В мероприятии приняли участие заместитель декана по учебной и научной работе Серегина Н.В., доктор социологических наук, профессор Шилина С.А., бакалавры и магистры факультета педагогики и психологии.
С приветственным словом к участникам обратилась зав. кафедрой социологии и социальной работы, доктор социологических наук, профессор Гостенина В.И., которая подчеркнула важность психологии, педагогики и социологии в современном обществе. Она отметила, что психология помогает понять внутренние процессы человека, что особенно важно в условиях быстроменяющегося мира. Педагогика, в свою очередь, играет ключевую роль в формировании будущих поколений, обеспечивая их необходимыми знаниями и навыками. Социология помогает анализировать социальные структуры и взаимодействия, что важно для понимания общественных изменений и вызовов.
Наибольший интерес вызвали доклады победителей и призеров Конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам «Современные научные достижения. Брянск-2024»: Картамышевой С. Ю., Торопыно Д. И., Шилина А. М., Кыштымовой А. А.
Данное мероприятие вызвало интерес у участников и было отмечено, что в дальнейшем важен междисциплинарный подход, который позволяет интегрировать знания из различных областей для решения комплексных проблем. Это может включать обсуждение тем, таких как влияние технологий на образование, психическое здоровье в условиях стресса или социальные изменения в результате глобализации.
22 ноября отмечается День психолога России. Постановлением правительства Российской Федерации от 10 октября 2023 года № 1666 учрежден профессиональный праздник День психолога.
День психолога призван повысить значимость деятельности по оказанию психологической помощи, подчеркивает важность для общества работы психолога, связанной с психологическим сопровождением, и способствует формированию активного профессионального сообщества специалистов в области психологии.
В рамках цикла психологических мероприятий, посвященных празднованию профессионального праздника Дня психолога, 21 ноября 2024 года в Брянском государственном университете им. академика И.Г. Петровского состоялся круглый стол «Психолог: становление в профессии».
Организатором мероприятия выступил факультет педагогики и психологии, кафедра общей и профессиональной психологии.
Модератор круглого стола - заведующий кафедрой общей и профессиональной психологии к. психол.н., доцент О.А. Карнеева.
Цель круглого стола – популяризация профессии психолога, расширение представлений студентов о современных методах работы практического психолога, развитие профессиональных компетенций, знакомство с представителями работодателей и практическими работниками, осуществляющими психологическую помощь населению.
Участниками круглого стола стали студенты 1-4 курсов бакалавриата и магистратуры очной, очно-заочной и заочной форм обучения направлений подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование».
С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась декан факультета педагогики и психологии к.пед.н, доцент Е.В. Чухачева, которая поздравила всех с профессиональным праздником. Екатерина Владимировна отметила, что психолог – одна из наиболее востребованных профессий, ведь психическое здоровье человека не менее ценно, чем здоровье физическое.
Участники круглого стола обсудили вопросы специфики работы психологических служб в силовых структурах России.
Начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области майор внутренней службы О.А. Зайцева выступила с докладом «Психолог в пенитенциарной системе: направления и методы работы». Ольга Александровна остановилась на особенностях работы психолога в пенитенциарной системе, обратила внимание участников круглого стола на важность психологической работы в деле сопровождения и исправления лиц, попавших исправительные учреждения.
С докладом «Организация деятельности психологической службы в системе МЧС России» выступила старший инспектор-психолог отдела медико-психологического обеспечения УМТО Главного управления МЧС России по Брянской области, лучший психолог МЧС России – 2017, Н.С. Кучерявенкова, которая рассказала о специфике работы психолога при оказании экстренной психологической помощи.
Старший психолог отделения психологической работы отдела морально-психологического обеспечения УРЛС УМВД России по Брянской области М.В. Симакина в докладе «Специфика работы психолога в системе МВД России» остановилась на методах работы психолога МВД с сотрудниками и членами их семей.
Главный государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров Брянской таможни К.С. Омельченко в докладе «Организация работы психолога в системе таможенных органов» рассказала студентам об особенностях психологического сопровождения сотрудников таможенных органов, о методах психологического отбора на службу, о путях профессионально роста психолога таможенных органов.
В рамках круглого стола была проведена церемония посвящения студентов 1 курса направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» в психологи.
Далее были предложены мастер-классы: «Методы когнитивно-поведенческой коррекции в работе с осужденными, находящимися в местах лишения свободы» (О.А. Зайцева); «Приемы психологической поддержки в острых стрессовых ситуациях в работе психолога МЧС» (Н.С. Кучерявенкова).
Участники круглого стола с большим интересом отнеслись к информации, задали интересующие их вопросы.
Студентам выпускных курсов были предложены вакансии для трудоустройства в психологические службы силовых структур.
14 ноября в России отмечается День социолога. На факультете педагогики и психологии БГУ имени академика И. Г. Петровского были проведены мероприятия, которые охватили студентов направлений подготовки «Социология», «Социальная работа», «Логопедия».
В этот день студенты факультета приняли участие во Всероссийском социологическом диктанте. По итогам диктанта более 30 обучающихся на направлениях подготовки «Социология» и «Социальная работа» получили сертификаты ВЦИОМ, среди которых большинство с отличием (80-100 баллов), что свидетельствует об успешном освоении социологии.
14-15 ноября 2024 года состоялась Всероссийская научно - практическая конференция «Социальная безопасность и социальный капитал: вызовы современности». Кафедра социологии и социальной работы факультета объявила целью конференции обсуждение современных угроз социальной безопасности, проблем и перспектив развития социального капитала в современном обществе. Состоялся обмен опытом между специалистами различных областей знания: социологами, философами, культурологами, педагогами.
Пленарное заседание открыла приветствием заместитель проректора по научной работе, начальник управления научной работы доктор экономических наук профессор Бабич Оксана Викторовна, которая в своем выступлении отметила актуальность проблемы реализации социального капитала как технологии новых траекторий развития российского социума. По определению Президента Российской Федерации В.В. Путина, движение общества по этим траекториям является основным в реализации перспектив развития нашей страны.
С пожеланием успехов в работе выступила декан факультета педагогики и психологии кандидат педагогических наук, доцент Чухачева Екатерина Владимировна.
Участники конференции в лице профессорско-преподавательского коллектива кафедры и студентов – членов СНО продемонстрировали знание современных социальных проблем и заинтересованность в их решении социологическими методами.
В рамках работы пленарного заседания были представлены доклады студентов Кузнецовой Юлии, Чивильдеевой Ольги (направление подготовки 39.03.01 «Социология») и Сучковой Марьяны, Мироновой Карины (направление подготовки 39.03.02 «Социальная работа»).
Опыт практической работы в области обеспечения социальной безопасности был проанализирован главным специалистом департамента социальной политики и занятости населения Брянской области Ковалёвым Дмитрием Сергеевичем.
Завершил научную дискуссию академик Национальной Академии наук Республики Беларусь Е.М. Бабосов с докладом «Основные тенденции и перспективы глобального геополитического противоборства».
15 ноября прошло заседание секций, где также выступали с докладами по проблематике конференции как преподаватели профессор Е.Н. Юдина, профессор В.И. Гостенина, так и студенты Данила Урянский, Ольга Подъячева, Дарья Бабакова (направление подготовки 39.03.01 «Социология»).
Выступления всех участников конференции отличались высоким уровнем научного потенциала и глубиной содержания. Присутствующие на конференции гости отметили высокий уровень подготовки научного мероприятия, способствующего развитию интереса к научным исследованиям и к практической деятельности социолога и социального работника.
В рамках Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ в Брянском государственном университете прошла Олимпиада по физической культуре, общей физической подготовке и спорту. Олимпиада проходила в онлайн формате на платформе MOODLE, в олимпиаде приняли участие студенты 1-3 курсов всех факультетов ВУЗа. Общее количество участников составило 591 человек.
Олимпиадные задания включали в себя перечень тестовых вопросов различного характера, вопросы на сопоставление, на знание истории спорта нашей страны.
Победители и призеры Олимпиады были награждены сертификатами и грамотами мастером спорта международного класса по легкой атлетике, многократной чемпионкой области и центрального федерального округа, неоднократным призером первенства России и кубков России, участницей международных соревнований, в том числе кубка европейских чемпионов, чемпионкой мира среди железнодорожников в Индии, чемпионкой России среди трудовых резервов Ольгой Викторовной Алтуниной (Пчелой).
1 место Козловская Мария – студентка физико-математического факультета, 3 курс.
2 место Франковская Анастасия – студентка факультета педагогики и психологии, 3 курс.
3 место Боровиков Данил – студент физико-математического факультета, 1 курс.
Поздравляем победителей и призеров олимпиады!
30.10.2024 года на факультете физической культуры нашего университета старший преподаватель кафедры физического воспитания Ю.А. Украинцева в рамках Всероссийского фестиваля Наука 0+ организовала и провела спортивно-интеллектуальную игру КВИЗ «Знатоки спорта», в которой приняли активное участие студенты факультета физической культуры, педагогики и психологии, а так же студенты факультета технологии и дизайна.
С приветственным словом к командам обратилась заведующий кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Шкитырь, она пожелала всем участникам удачи и победы. Перед игрой каждая команда представляла свое приветствие и название. Квиз состоял из 7 раундов. Каждый раунд состоял из вопросов с вариантами ответов на логику. В этой игре нужна скорость мышления, реакция, быстрый анализ предлагаемых партнерами по команде вариантов ответа, и правильный выбор наиболее подходящего из них. Все команды хорошо справились, активно проявили свои интеллектуальные способности и свое умение работать в команде.
По результатам игры места распределились следующим образом:
1 место – команда «Барс» (факультет физической культуры)
2 место – команда «Фавориты» (факультет педагогики и психологии)
3 место – команда «Пламя» (факультет педагогики и психологии).
В рамках проведения Дней научного кино 17 октября на факультете педагогики и психологии состоялся просмотр фильма «Биохакинг. Человек отредактированный», реализуемых при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и проводимых в рамках Инициативы Десятилетия науки и технологий.
Возможна ли вечная молодость? А вечная жизнь? Как оставаться здоровым и энергичным, улучшить свои биологические показатели, физическую и мозговую эффективность? На эти вопросы отвечает фильм о набирающей популярность системе исследований – биохакинге.
Просмотр фильма стал продолжением цикла мероприятий, связанных с обсуждением важности науки в жизни общества.
Дискуссия по результатам просмотра фильма была организована преподавателями кафедры общей и профессиональной психологии Карнеевой О.А. и Лысенко Е.Н.
Во время обсуждения поднимались вопросы современных способов улучшения и сохранения здоровья человека, продления молодости с помощью здорового образа жизни, препаратов и генетики, а также морально-этический аспект трансформации человека.
Студенты проявили интерес к обозначенной проблеме и возможным путям ее решения в рамках современных исследований. Ведь кто не желает продлить свою жизнь?
Таким образом, просмотр научных фильмов, позволяет продвигать современные научные исследования и повышать интерес к науке.
Мы благодарим всех студентов за активное участие в этом интересном мероприятии!
В рамках проведения Дней научного кино 14 октября для студентов 4 курса, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (очная форма обучения), был организован просмотр документального фильма «Ситуация: борщевик».
Фильм рассказывает о значимой экологической проблеме, связанной с неконтролируемым распространением борщевика Сосновского по территории России. Это растение нарушило экологическое равновесие и стало серьезной проблемой. Авторы фильма утверждают, что решить проблему борщевика в одиночку невозможно. Необходимо объединение усилий большого количества людей, государства и общественности, иначе данное растение может причинить большой урон не только экологии наших регионов, но и здоровью многих людей.
В фильме отражены и полезные свойства этого растения. Борщевик может принести пользу в качестве материала для аккумуляторов. Ученые исследовали возможности волокнистых веществ стеблей растения и предположили, что именно в них можно найти оптимальные электродные свойства.
После просмотра фильма состоялось его обсуждение. Были рассмотрены меры борьбы с борщевиком Сосновского в природе, а также правила оказания первой помощи пострадавшим от данного растения. Студенты проявили интерес к обозначенной экологической проблеме и возможным путям ее решения на основе современной науки. Взгляд авторов позволил сделать фильм интересным и актуальным для молодежной аудитории.
В рамках проведения Дней научного кино для студентов 2 курса, обучающихся по направлениям подготовки 30.02.01 «Социология» и 39.03. 02 «Социальная работа» (очная форма обучения), был организован просмотр документального фильма Genesis 2.0 (Швейцария, Китай, Россия, 2018, реж. Кристиан Фрай, Максим Арбугаев).
Фильм представляет талантливо рассказанную историю открытий, блистательных успехов и огорчительных неудач ученых, исследующих останки мамонтов. Группа якутских охотников за бивнями мамонта на одном из наиболее отдаленных островов Новосибирского архипелага находит замерзшую тушу мохнатого доисторического исполина. Прибывшие с Большой земли ученые делают на месте удивительное открытие: сохранность останков позволяет надеяться на то, что людям удастся извлечь достаточно биоматериала, чтобы создать клон мамонта. К решению проблемы подключаются биологи и биоинженеры со всего мира, уникальные клетки доставляются в лучшую лабораторию, исследующую клонирование, – человечество впервые находится на пороге настоящего чуда…
После просмотра фильма состоялось его обсуждение. Студенты проявили интерес к проблемам науки, сформулированным в документальной киноленте. Насколько безграничны возможности современной науки? Насколько отвечают технологии клонирования требованиям научной этики? Есть ли грань между прогрессом научного знания и требованиями общечеловеческой морали?
Обсуждение данных вопросов продемонстрировало искренний интерес студентов к вопросам стремительно развивающейся современной науки, владение обучающимися научной терминологией, умение вести на высоком теоретическом уровне научную дискуссию.
9 октября на факультете педагогики и психологии состоялся просмотр фильма «Наука женского рода» в рамках дней научного кино, реализуемых при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и проходимых в рамках Инициативы Десятилетия науки и технологий. Научные фильмы делают сложные темы более доступными и интересными. Фильм об успешных женщинах-ученых показывает, что успешная карьера в науке доступна для всех, независимо от пола.
Просмотр фильма стал началом обсуждений, проводимых преподавателями кафедры общей и профессиональной психологии Петуховой Л.П. и Серегиной Н.В., о важности науки, равенстве и роли женщин в научных открытиях. Интересный сюжет и истории профессионального роста женщин-ученых могут пробудить желание изучать науку глубже, возможно, даже выбрать соответствующую карьеру. Таким образом, просмотр научного кино - эффективный инструмент для популяризации науки среди молодежи и повышения интереса к научным исследованиям.
Спасибо всем, кто принял участие в этом интересном мероприятии! До новых увлекательных встреч!