20 декабря 2022 года Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» (г. Москва) провел заседание расширенного круглого стола на тему «Региональный опыт внедрения лучших инклюзивных практик: профориентация, образование, трудоустройство, волонтерская деятельность» на площадке Брянского государственного инженерно-технологического университета.
Тематика круглого стола объединила профессорско-преподавательский состав образовательных организаций, волонтерские объединения, специалистов по вопросам трудоустройства, представителей профильных департаментов, общественных организаций инвалидов и благотворительных фондов Брянской области, обучающихся и выпускников с инвалидностью.
Опыт нашего университета по организации образовательно процесса для лиц с инвалидностью и ОВЗ представила директор института педагогики и психологии БГУ, доктор психологических наук, профессор Н.В. Матяш и заместитель декана факультета педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Голенкова.
В своем выступлении Н.В. Матяш подчеркнула, что БГУ как социально ориентированный вуз проводит последовательную системную работу по созданию доступной безбарьерной образовательной инфраструктуры. Проводимые в вузе мероприятия способствуют развитию в университете толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству. Для осуществления личностного социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в университете реализуется инклюзивное волонтерство как особое направление волонтерской деятельности, которое, с одной стороны, направлено на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, а с другой — на их интеграцию в добровольческую деятельность. Была отмечена работа психологической службы университета, в план работы которой включены мероприятия психодиагностического, консультативного, профилактического характера с данной категорией обучающихся.
Руководитель РУМЦ РГСУ С.В. Панюкова в своем выступлении раскрыла пути взаимодействия учебно-методического центра с вузами-партнерами, акцентировав внимание на необходимости организации адресной профориентационной работы как эффективного механизма успешного трудоустройства обучающихся с ОВЗ.
В ходе круглого стола состоялся конструктивный диалог между образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, социально ориентированными некоммерческими организациями, который позволил обобщить региональный научно-практический опыт в области инклюзивных практик.