НИЛ популяционной цитогенетики
RU|EN

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени академика И.Г. Петровского

БГУ - вуз для тех, кто верит в себя и стремится к успеху!

НИЛ популяционной цитогенетики

Руководитель: д.с.-х.н., доц. Афонин Алексей Алексеевич

Адрес: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14

Научно-исследовательская лаборатория популяционной цитогенетики является структурным подразделением научно-исследовательского института фундаментальных и прикладных исследований Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Руководитель лаборатории - Афонин Алексей Алексеевич, доктор с.-х. наук, доцент, профессор кафедры зоологии и анатомии Брянского государственного университета. Лаборатория создана в октябре 2009 г.

Научно-исследовательская лаборатория популяционной цитогенетики занимается разработкой следующих проблем:
• Генетический потенциал массовых видов ив (Salix L.) Восточной Европы и его рациональное использование;
• Генетическая безопасность квазинативных экосистем;
• Цитогенетический мониторинг популяций природно-техногенной сферы Восточной Европы.

  

Лаборатория поддерживает тесные научные связи со следующими научно-исследовательскими центрами:

• Центр по биоэнергетике и изменению климата (Ротамстед, Великобритания)
• Королевский ботанический сад (Кью, Великобритания);
• Отдел радиоэкологии Института биологии Коми НЦ УрО РАН: Россия, Сыктывкар;
• Национальный институт биоресурсов и природопользования Украины: Украина, Киев;
• Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси: Беларусь, Минск.

Деятельность НИЛ популяционной цитогенетики в 2018 году была направлена на решение следующих задач:  

• Организация экспериментальной работы по сбору и обработке цитогенетических материалов и создание соответствующих баз данных.  
• Издание материалов, отражающих результаты научных исследований. 
• Апробация и внедрение научных результатов. 
• Развитие сотрудничества с ведущими специалистами соответствующего научного направления (Россия, Беларусь, Украина). 
• Привлечение учащихся, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, учителей и других специалистов к научным исследованиям. 

За отчетный период получены следующие существенные практические результаты:

1. Создана модельная популяция ивы трехтычинковой (третье семенное поколение) апомиктического  происхождения от широколистной формы. 
2. Создано модельное популяционно-клоновое насаждение ивы шерстистопобеговой апомиктического происхождения. 
3. Создано модельное популяционно-клоновое насаждение ивы белой (инбредное семенное поколение).
4. По указанным видам ив собран материал по динамике суточного прироста побегов.

По итогам выполненных работ членами НИЛ популяционной цитогенетики опубликованы следующие наиболее значимые работы: 

1. Афонин А.А. Редуцированный гаметофитный апомиксис в популяциях ивы шерстистопобеговой (Salix dasyclados Wimm. = S. gmelinii Pall.) // Бюлл. Главного ботанического сада. – 2018. – № 1 (204). – С. 43–51.
2. Афонин А.А. Изменчивость морфологии листовых пластинок при семенной репродукции ивы трехтычинковой // Междунар. науч.-иссл. журн. – 2018. – №9(75). – Ч.2. – С. 7–13. – DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.75.9.025.
3. Афонін О.О., Фучило Я.Д. Динаміка росту однорічних пагонів верби шерстистопагінцевої (Salix dasyclados Wimm.) за висотою // Біоенергетика. – 2018. – №1(11) 2018. – С. 20–23.
4. Афонін О.О., Фучило Я.Д. Особливості лінійного приросту однорічних пагонів верби шерстистопагінцевої (Salix dasyclados Wimm.) // Наукові праці Лісівничої академії наук України (Proceedings of the Forestry Academy of Sciences of Ukraine). – 2017. – Vol.15. – С. 105–111.
5. Афонин А.А., Артамонова В.Ю. Проектирование высокопродуктивных стрессоустойчивых энергетических плантаций кустарниковых ив // Современные аспекты структурно-функциональной биологии растений: от молекул до экосистем: Всерос. науч. конф. с междунар. участ. IV чтения, посвящ. памяти проф. Ефремова Степана Ивановича. – Орел: ОГУ, 2017. – С. 340-348.
6. Афонин А.А., Артамонова В.Ю.  Проблемы гибридизации и апомиксиса при семенной репродукции ивы шерстистопобеговой (Salix dasyclados Wimm.1849  = S. gmelinii Pall. 1789)  // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований за 2017 г. – Брянск: РИО Брянского государственного университета, 2017. – С. 31–37.
7. Афонин А.А., Калинина А.Н. Морфодинамика ширины и длины листовых пластинок в инбредной семье ивы белой (Salix alba L.) // Вестник современных исследований. – 2018 – № 2-1 (17) – С.5–9. – [Электрон. ресурс] – URL: http://orcacenter.ru/doc/mr.2018.02.01.pdf.
8. Афонин А.А., Калинина А.Н. Частотно-амплитудный анализ ритмов нарастания однолетних побегов инбредных сеянцев ивы белой // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по мат-лам XII междунар. науч.-практ. конф. № 3(12). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С.6-12. – [Электрон. ресурс] – URL: https://sibac.info/conf/modernscience/xii/98598.
9. Афонин А.А., Ладнюк Т.Н. Морфодинамика ширины и длины листовых пластинок у различных форм ивы трехтычинковой //Исследования и разработки в перспективных научных областях: Сб. мат-лов IV междунар. научно-практ. конференции. – Новосибирск: ЦРНС, 2018. – С. 21-26.
10. Афонин А.А., Ладнюк Т.Н. Частотно-амплитудный анализ ритмов нарастания однолетних побегов ивы трехтычинковой // EurasiaScience: Сб. ст. XIII междунар. научно-практ. конференции. – М.: НИЦ  Актуальность.РФ, 2018. – С. 3–6. – [Электрон. ресурс] – URL: http://xn--80aa3afkgvdfe5he.xn--p1ai/ES-13_originalmaket_N.pdf.

В рамках сотрудничества с образовательными учреждениями опубликованы работы: 

1. Афонин А.А.  Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при подготовке будущих учителей биологии (на материале дисциплины «Теория эволюции») // Психология и педагогика XXI века. Современные проблемы и перспективы: Сб. ст. Междунар. научно-практ. конф. (15 марта 2018 г., г. Оренбург). – Уфа: Аэтерна, 2018. – С.29–34.
2. Афонин А.А. Решение задач проблемного обучения с позиций личностно-ориентированного образования (на материале дисциплины «Теория эволюции») // Инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогике: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф. (Волгоград, 17 марта 2018 г.) – Стерлитамак: АМИ, 2018. – С. 28–33.
3. Афонин А.А., Булавинцева Л.И. Развивающие задания на выбор правильного умозаключения (на примере раздела «Бактерии. Грибы. растения») // Современные аспекты структурно-функциональной биологии растений: от молекул до экосистем: Всерос. науч. конф. с междунар. участ. IV чтения, посвящ. памяти проф. Ефремова Степана Ивановича. – Орел: ОГУ, 2017. – С. 539-548.
4. Афонин А.А., Булавинцева Л.И.  Перспективы создания любительских гибридных томатов второго поколения с использованием генетического потенциала традиционных сортов  // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований за 2017 г. – Брянск: РИО Брянского государственного университета, 2017. – С. 37–42.
5. Афонин А.А. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в образовательном процессе по биологии в соответствии с требованиями ФГОС (на примере фрагмента урока «Наследственная изменчивость») / А.А. Афонин, Л.И. Булавинцева, В.С. Голикова // Сб. ст. Междунар. научно-практ. конф. «Психологические  педагогические основы интеллектуального развития» (1 февраля 2018 г., г. Самара). – Уфа: Аэтерна, 2018. – С. 24–28.
6. Афонин А.А. Реализация методологии проблемно-ориентированного обучения в образовательном процессе по биологии в соответствии с требованиями ФГОС (на примере фрагмента урока «Наследственная изменчивость») / А.А. Афонин, Л.И. Булавинцева, А.В. Напреенко // Сб. ст. Междунар. научно-практ. конф. «Информационные и коммуникативные технологии в психологии и педагогике» (Челябинск, 04.02.2018 г.). – Стерлитамак: АМИ, 2018. – С. 15–20.
7. Афонин А.А. Реализация технологии проблемно-ориентированного обучения биологии на примере темы «Хромосомная теория наследственности» / А.А. Афонин, Л.И. Булавинцева, А.В. Напреенко // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: Сб. ст. по мат-лам VI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (5). – Новосибирск: АНС «СибАК», 2018. – С.24–33.
8. Афонин А.А. Формирование умений выявлять причинно-следственные связи в процессе обучения биологии с использованием методического приема Fishbone / А.А. Афонин, Л.И. Булавинцева, А.В. Напреенко // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XIII Междунар. научно-практ. конф. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – С. 98-102.



Время работы: пн-пт 09:00-18:00

E-mail: bryanskgu@mail.ru

Телефон: +7(4832)58-90-85

Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску